Парадоксально, но депутаты одобряют нововведения министра культуры, которые противоречат Конституции Казахстана, говорят юристы.
Полузадушенные карантином артисты Казахстана получили новый удар. Министр культуры и спорта Актоты Раимкулова внесла дополнения в законодательные акты по вопросам культуры. Теперь предлагается
Эти новшества у многих вызвали сомнения. В принципе, в законодательстве уже есть все необходимые статьи. Так, статья 336 Адмкодекса запрещает распивать алкогольные напитки и появляться в пьяном виде на улицах и других общественных местах. А концерт — это тоже общественное место, и привлечь к ответственности можно и зрителя, и исполнителя, и организатора. Об этом говорит юрист Сергей Уткин.
— Никаких дополнительных нововведений в законе по этому поводу не надо. К тому же, артисты, как правило, являются работниками по договору. А если работник на рабочем месте в нетрезвом состоянии появляется, работодатель тоже обязан по закону меры принимать. Это и обязательное освидетельствование, и меры взыскания с работника, вплоть до увольнения, — говорит юрист.
Проверка творчества артиста вовсе противоречит конституции Казахстана — цензура в стране запрещена. Достаточно уже имеющейся статьи 174 Адмкодекса, предусматривающей штраф или срок за разжигание социальной, национальной, родовой, расовой, сословной или религиозной розни.
По словам Уткина, по-видимому, теперь проверять произведения будут до публикации, постановки или выхода в прокат.
— Все это — цензура. Это категорически запрещается Конституцией:
никто не имеет права «не допускать» произведения, осуществляя предварительную проверку. Так было и в царской России и в СССР
Узбекский опыт, где все зарегулировано, тоже к этому относится.
— Я считаю, что творческий человек должен сам решать, в каком виде выпускать произведение и выпускать ли вообще. Либо решение принимается совместно с творческой группой, с директором компании.
А если при выходе обнаружится сцена, нарушающая какие-то нормы, так пусть после и принимаются меры в соответствии с законом. Уголовное дело, административное, гражданский иск… Но все это, повторюсь, уже после выхода, а не до, — считает Сергей Уткин.
Юрист уверен: если наделить такой властью чиновников, то выискивать нарушения они будут избирательно:
— Это все сведется к коррупции: чтобы вышел фильм, или спектакль или клип придется платить
— Не заплатил — значит, не пройдет. И попробуй докажи, что на самом деле все соответствует нормам. Конечно, можно будет подать в суд, но процесс затянется. И даже если авторы докажут правоту, спектакль, который должен был выйти, за это время может потерять актуальность, — рассуждает юрист.
Ерлан Стамбеков, поэт-пессенник и общественный деятель, также убежден, проверка репертуара на соответствие нормам не допустима.
— Мы боролись с цензурой в советские времена. И сейчас, если ее снова введут, ничего хорошего из этого не выйдет.
То, что мы покончили с цензурой — это одно из достояний нашего общества и независимости нашей страны
Это базовая демократическая ценность, выражать свое творческое видение в произведениях культуры.
Цензором должен быть сам зритель — если ему не нравится, он не пойдет на концерт и не будет «голосовать своим рублем» за артиста
Но произведения не должны агитировать за свержение существующего строя и сеять межнациональную, религиозную и другую рознь. И это в законодательстве уже учтено, — говорит Стамбеков.