Информация российских аналитиков подтвердила сомнения в адекватности курса денежно-кредитной политики Нацбанка.
В аналитическом обзоре «Жизнь при низкой инфляции: что ждет российскую экономику» агентство «Эксперт РА» приводит данные о ключевых процентных ставках в разных странах наряду с уровнем годовой инфляции. На основе разницы между значениями этих показателей определяется реальная процентная ставка, показывающая истинную цену денег.
Как выясняется из расчетов российских аналитиков, Казахстан и до начала пандемии занимал одну из лидирующих позиций в мире по реальной цене денег.
Бизнес после карантина быстрее всего восстанавливается в Алматинской области
При значении базовой ставки в октябре прошлого года в 9,25% и сентябрьской годовой инфляции в 5,3% реальная процентная ставка была в Казахстане на уровне в 3,95%. Больше было только в Турции (7,24%) и Мексике (4,75%). При этом в России, партнере Казахстана по ЕЭС, реальная ставка складывалась на уровне 2,5%. В большинстве развитых стран значение показателя было отрицательным или нулевым, за исключением США.
Реальные процентные ставки в разных странах до пандемии COVID-19
После первой волны пандемии Казахстан уже лидировал по значению реальной процентной ставки, тогда как в Турции этот показатель опустился до минус 4,37.
Таким образом, последняя примкнула к развитым странам в своей денежно-кредитной политике, обеспечивая экономику дешевыми деньгами.
В России реальная процентная ставка оставалась положительной, но по-прежнему ниже, чем в Казахстане — 1,05%.
Что, естественно, поддерживало конкурентоспособность российских производителей в экспансии на наш рынок
Почему Нацбанк упорно отказывается изменить свою политику в пользу дешевых денег, чтобы поддержать отечественный реальный сектор экономики, а не банки второго уровня, вопрос, как говорится, риторический.
Реальные процентные ставки в разных странах после пандемии COVID-19
Кроме того, как справедливо замечают отечественные эксперты, низкие процентные ставки являются проверенным способом борьбы с инфляцией. Увы, все выглядит так, что Нацбанк в отличие от Банка России фактически отказался от последовательного проведения политики инфляционного таргетирования.
Миллиард долларов продали на валютной бирже Казахстана ради поддержания курса тенге
Хотя в августе годовая инфляция в Казахстане снизилась до 7%, произошло это исключительно под влиянием сезонного фактора – массовых поставок нового урожая фруктов и овощей.
Тем не менее темпы роста цен на продукты питания в годовом выражении остаются весьма высокими. В августе они подорожали на 10,9%, тогда как непродовольственные – на 5,5%, а платные услуги – на 3,4%. Показательно и то, что Нацбанк не стал стимулировать снижение инфляции и своим решением от 7 сентября сохранил базовую ставку на уровне в 9%.
Инфляция в Республике Казахстан в августе 2020 года, %
Банк России, напротив, активно снижал цену денег даже на растущей инфляции. В августе в годовом выражении она поднялась на 0,2% по сравнению с июлем. Однако решением Совета директоров Банка России ключевая ставка была снижена на 25 базисных пунктов — до 4,25% годовых.
При этом в отличие от Казахстана, продовольственные товары подорожали в соседней стране гораздо меньшими темпами – всего на 4,3% в августе в годовом выражении. То же самое относится к непродовольственным товарам и платным услугам для населения, цены на которые поднялись за год соответственно на 3,4% и 2,7%.
Инфляция в Российской Федерации в августе 2020 года, %
В итоге разнонаправленных действий центральных банков Казахстана и России по-прежнему сохраняется существенная разница между двумя странами в значениях реальных процентных ставок.
К началу осени в Казахстане она составляла 2%, тогда в России – 0,65%. Если сопоставить эти данные с приведенными выше выкладками российских аналитиков, видно, что реальная цена денег в Казахстане за минувшее лето только выросла.
А это в свою очередь означает, что Нацбанк двигался в противоположном направлении по сравнению с большинством стран. В них центральные банки наполняли экономику дешевыми деньгами. То есть
вместо помощи государству в борьбе с обостряющимся экономическим кризисом Нацбанк лишь усугублял ситуацию