Учительница музыки из Алматы открыла для себя преимущества обучения с помощью интернет-ресурсов еще 12 лет назад. И сегодня готова ими поделиться.
Предварительные итоги нескольких дней дистанционного обучения в новом учебном году таковы: 90% родителей возмущены неудобствами, которые создала им школа. Основные претензии, что новый материал плохо усваивается, а у родителей нет времени его разъяснять. Кроме того, занятые мамы и папы вынуждены водить своих малолетних детей-учеников на работу. В итоге не успевают ни работать, ни учить уроки.
1 сентября в своем очередном послании народу Казахстана президент Касым-Жомарт Токаев поручил правительству рассмотреть возможность скорейшего возврата к очной форме обучения. Когда вопрос решится, еще неясно.
Учитель музыки общеобразовательной школы Алматы №10 с 27-летним стажем Армана Исабекова недавно была гостьей студии 365info как очень активный педагог, которая умудряется совмещать две работы, имея при этом тяжелый диагноз ДЦП. Кроме занятий музыкой с обычными школьниками, Армана занимается на дому музыкотерапией с особенными детьми. ДЦП, аутизм и другие тяжелые диагнозы она не считает помехой для занятия творчеством. Напротив, ее особенные ученики лучше социализируются и становятся ближе к обычной жизни обычных детей.
«Тяжелобольным детям можно помочь музыкой» — Армана Исабекова
— Интернет стал важным участником образовательного процесса еще в начале 2000-х, — говорит педагог. — А сегодня редкий учитель или школьник совсем не использует технологии в обучении. Мы общаемся с коллегами, учениками и их родителями в мессенджерах, пользуемся электронным журналом, ищем дополнительные материалы в интернете.
— И тем не менее большинство остаются недовольны учебой в электронном формате.
— Это с непривычки и отсутствия опыта. По данным eLearning Industry, только в промежуток между 2001 и 2017 годами рынок электронных образовательных решений вырос на 900%. На самом деле возможность обучаться дистанционно привлекает многих.
И в ближайшие годы доля детей, которые получат образование удаленно, будет только расти. Ведь инструментов для организации такой учебы с каждым днем все больше.
В Казахстане для онлайн-образования есть все необходимое. Это и широкий набор интернет-ресурсов, и учебники в цифровом формате, и даже электронный журнал и онлайн-доска. Школьники и студенты общаются с преподавателями по видеосвязи. Таким образом, они посещают занятия, не выходя из дома. Это удобно, безопасно, а главное – знания продолжают поступать в растущие организмы.
Лично я для себя открыла преимущества обучения на компьютере с использованием интернет-ресурсов очень давно, еще в 2008 году
Хотя тогда многие коллеги-преподаватели других предметов не понимали возможность использования информационных технологий именно на уроках музыки и считали это блажью. У меня в кабинете даже не было компьютера, и я адаптировала свои авторские видео-презентации для DVD-плеера. Освоила азы видеомонтажа, фотошопа, конвертации файлов, различного рода программ и даже установки некоторых драйверов.
В 2012 году, с появлением компьютера в кабинете, я полностью перешла на уроки-презентации. Только в начальных классах немного подыгрывала песни на пианино. А потом и вовсе освоила принципы аранжировки, так отпала надобность в инструменте под рукой. Главными стали компьютер и хорошие колонки. Так что для моих учеников переход на дистанционное обучение не стал чем-то удивительным, ведь они привыкли к урокам музыки на компьютере.
— Вы исключение. Остальные по старинке привыкли к школьным классам, обычному мелу и доске. Поэтому адаптация к новому формату учебы большинству дается нелегко.
— Ну да, всем кажется, что дистанционное обучение — это сплошные неудобства, угроза дисциплине и успеваемости. Но это не так. Я для себя открыла массу преимуществ учебы на удаленке. Это
Бывает, что робкий ребенок стесняется активно работать в классе, где на него устремлены взгляды двадцати одноклассников
Но на удаленке такой тихоня чувствует себя свободнее, задает учителю вопросы в чате и успешно выполняет задания. Для таких школьников я могу подобрать интересные дополнительные учебные задания, которые соответствуют их склонностям, чтобы поддержать интерес к предмету.
Дистанционное обучение — отличный шанс познакомиться со своими подопечными поближе. Раньше уделять каждому больше внимания не удавалось из-за большого количества учеников и наших редких и коротких занятий — 45 минут один раз в неделю.
Самое интересное, что на дистанционном обучении мы поправили отношения с некоторыми сложными учениками. Многие из них даже приняли участие в дистанционных олимпиадах по музыке и конкурсах по вокалу. Некоторые стали победителями.
Сразу решается проблема нехватки рабочих тетрадей для начальных классов и полного их отсутствия для среднего звена
С бумажной версией учебников та же беда, что и с тетрадями, но на электронной платформе они все есть в электронном варианте. На этой же платформе можно создавать уроки и включать поурочные планы.
— Некоторые педагоги отметили, что дистанционка значительно продвинула их в пользовании гаджетами и современными программами.
— Это третье преимущество. Все получили шанс освоить новые технологии. Высокий спрос на преподавателей с опытом дистанционной работы — это реальность. Умение пользоваться интерактивными обучающими платформами, Google Docs, электронными рабочими тетрадями и сервисами для видеоконференций повышает ценность педагога на рынке труда.
Это реальная возможность найти подработку в онлайн-школе. Отмечу, что таких стало много. Они растут и нуждаются в новых кадрах
Но еще ценнее навыки организации своего времени, работы с учениками в дистанционном режиме, умение контролировать и мотивировать их на расстоянии. Лично я для себя впервые открыла такие платформы, как ZOOM и Skype. Даже привычный нам WhatsApp, оказывается, намного функциональнее, чем мы себе представляли.
Четвертое преимущество — игровые задания. Ведь дистанционная форма обучения предполагает очень активное использование цифровых технологий. В том числе и геймифицированных заданий. Это онлайн-игры, музыкальные приложения, викторины, интерактивные задачки на сообразительность. Не будем забывать, что для любого ребенка игра — самый естественный способ познания мира. Да и старшеклассникам такие задачки нравятся больше сухих заданий из учебника.
Игры не только делают обучение увлекательным. Они помогают оценить прогресс и привносят в учебу элемент здорового соревнования
Обучающие игры не входят в официальную программу, но я рекомендую коллегам разбавить ими обычные задания. Ребенок, который учится с удовольствием, достигнет больших успехов, чем тот, кто скучает на занятиях.
— Ну и наконец дистанционка позволяет работать в более размеренном темпе. Теперь, когда большая часть общения с учениками происходит в мессенджерах, у нас, учителей, появилось больше времени, чтобы обдумывать ответы на вопросы. Ведь не обязательно отвечать немедленно, рискуя ошибиться. Зато есть возможность свериться со справочной литературой и дать более вдумчивый и подробный ответ.
Это делает отношения педагога и учеников более профессиональными и при этом более непринужденными
Лично меня некоторые родители узнали впервые. В силу того, что предмет музыки все-таки не основной, а вспомогательный к основному образовательному процессу школы, для них, как они писали, было удивительно и интересно познакомиться с необычным форматом занятий по музыке. По старинке большинство родителей считали мои занятия банальным уроком пения. Теперь все изменилось.
На мой взгляд, при желании и стремлении можно адаптироваться под любую ситуацию. Главное находить плюсы от новшеств, а уже затем проводить работу над ошибками.