Генеральная ассамблея ООН на своём 46-м пленарном заседании 8 ноября 2007 года постановила ежегодно отмечать Международный день демократии 15 сентября, что было выражено в соответствующей резолюции № 62/7.
ООН предложила государствам, а также региональным, межправительственным и неправительственным организациям принять новый праздник как повод обратить внимание на состояние демократии не только в мире, но и в каждом государстве.
Слово «демократия» происходит от двух древнегреческих слов, обозначающих «народ» и «власть», и традиционно переводится как «власть народа». Под этим термином подразумевается политический режим, в основе которого лежит метод коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса или на его существенные стадии.
Следует сказать о том, что в последнее время понятие «демократия» подверглось определенной девальвации. В социогуманитарном дискурсе к различного рода демократиям с прилагательным (делегативная, суверенная, авторитарная (!) и т.д.) под влиянием событий во Франции, США, Белоруссии прибавились и такие термины, как демократия протеста, демократия демонстраций и другие.
В то время, как отдельные политики и аналитики не устояли перед искушением измерять «правильность» государств и режимов словом «демократия», а политические партии меряются «демократичностью» своих программ со своими соперниками, не только ученые, но и некоторые политики уже во всеуслышание заявляют о кризисе политической и экономической моделей — демократии и капитализма в их западном, либеральном толковании. Летом 2019 года на этот счет высказался французский президент Макрон. По его словам, «демократия вышла из моды», а «капитализм вышел из-под контроля и сошел с ума».
В этих условиях демократия не должна быть термином, становящимся разменной монетой в политической игре. Здесь вполне уместна фраза Уинстона Черчилля о том, что «Демократия — плохая форма правления, однако ничего лучшего человечество не придумало». Данным высказыванием У. Черчилль хотел сказать, что среди всех политических режимов демократия является наиболее предпочтительным режимом для развития человека и государства, так как обеспечивает участие граждан в формировании и осуществлении власти, однако ей присущи и недостатки, делающие эту систему несовершенной.
Особенность динамики демократической модернизации в Казахстане заключается в том, что переход к демократии начался в сложных политических, экономических и социальных условиях, и в силу этих факторов процесс политических преобразований принял поэтапный характер. Главным итогом этого процесса в 1990-х годах стало утверждение в стране в целом демократического вектора развития на фоне сохранения политической стабильности. В короткий срок был обеспечен переход от однопартийной диктатуры к многопартийности и плюрализму.
Показателями реальной демократизации являются обеспечение прав и свобод гражданина, развитие независимых СМИ, формирование структур гражданского общества. Статья 1 Конституции РК фиксирует: «Республика Казахстан утверждает себя демократическим государством».
Конституция Республики Казахстан предусматривает демократический политический режим. Прежде всего, он выражается в установлении институтов представительной и непосредственной демократии. Дело не только в юридическом закреплении этих институтов, а и в том, чтобы они могли функционировать с целью обеспечения участия граждан в формировании государственных органов, в определении политики государства, в ее реализации.
Следует подчеркнуть значимость института президентства в строительстве демократического государства, и формирование, и функционирование его, как основного элемента политической системы республики. В выступлениях первого президента страны Нурсултана Назарбаева неизменно поддерживался тезис о том, что Казахстан выбрал демократический путь развития. Президент Касым-Жомарт Токаев своей деятельностью по разработке основных направлений плана дальнейших демократических реформ также подтверждает приверженность демократическим принципам государственного устройства и управления.
Конечно, трудно ожидать, что Казахстан, как и другие страны Центральной Азии, после обретения независимости в одночасье станет демократическим государством в полном смысле этого словосочетания. И хотя «казахстанская демократия» подвергается критике со стороны оппозиции (зачастую вполне заслуженно), главный результат – создание суверенного государства, достигнут. Досрочно реализованы основные положения Стратегии «Казахстан-2030». Впереди новые задачи и свершения.
В первое десятилетие XXI века фактически казахстанское государство вступило в новый этап развития, одним из важных элементов которого является дальнейшая демократическая модернизация политической системы, которая невозможна без укрепления институтов демократии. В «Стратегии-2050» поставлена стратегическая задача – придать устойчивость процессу демократизации: «Мы должны идти по цивилизованному пути, вместе со всем миром и взять курс на дальнейшую демократизацию общества».
Казахстан, провозгласив себя не только демократическим, но и правовым государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы, подтверждает тем самым приверженность положениям Всеобщей декларации прав человека.
Право сопровождает человека с момента его рождения. Для того, чтобы добиться в жизни чего-либо, каждому необходимы определенные права: право на жизнь, на образование, на работу, на охрану здоровья, на семью. В обеспечении этих прав и заключается связь между демократией и правами человека.
По состоянию на сегодняшний день все легально действующие казахстанские политические партии являются приверженцами демократического пути развития. Собственно, это можно определить и по названию некоторых из них: Демократическая партия Казахстана «Ак жол», Общенациональная социал-демократическая партия (ОСДП), Народно-демократическая патриотическая партия «Ауыл». Три другие партии тоже не выбиваются из демократического мейнстрима.
Целью Коммунистической Народной партии Казахстана (КНПК) является движение к обществу подлинного народовластия. В политической области перед партией стоит задача — борьба за демократизацию, завоевание власти через демократические выборы. Политическая партия «Бірлік» (Единство) была основана путем слияния двух партий — Демократической партии «Адиле́т» (Справедливость), своей главной задачей считавшей построение в Казахстане правового демократического социального государства, и партии «Руханият».
Партия «Нур Отан» до своего ребрендинга и переименования в 2013 году носила название НДП «Нур Отан», то есть Народно-демократическая партия «Нур Отан». Сейчас в программных документах указано, что «Главная миссия партии «Nur Otan» – обеспечение эволюционного развития и построение демократического, процветающего, конкурентоспособного и социально ориентированного государства, где каждый целеустремленный, законопослушный и трудолюбивый гражданин будет приносить пользу себе и обществу».
В этом году подходящая тема Международного дня демократии — «КОВИД-19: вопросы, касающиеся демократии». На фоне чрезвычайных мер, принимаемых в Казахстане, по преодолению беспрецедентного по своим масштабам кризиса, вызванного КОВИД-19, крайне важно придерживаться принципов верховенства права, защиты и соблюдения международных стандартов, а также обеспечивать право граждан на доступ к средствам правовой защиты и надлежащему судебному разбирательству.
Масштабные усилия по борьбе с дезинформацией могут привести к целенаправленной или непреднамеренной цензуре, что подрывает доверие граждан. Наиболее эффективным ответом является предоставление точной, ясной и основанной на фактах информации из источников, которым люди доверяют.
Правительству необходимо действовать транспарентно и ответственно при принятии мер по борьбе с КОВИД-19 и обеспечить, чтобы любые чрезвычайные меры носили законный, соразмерный и недискриминационный характер. В контексте пандемии КОВИД-19 во всем мире, в том числе в Казахстане, организации гражданского общества откликнулись на призыв ООН к действиям, направленным против любых мер, которые способны подорвать демократию:
В современных условиях для Казахстана основная задача остается неизменной – дальнейшее укрепление основ открытого, демократического и правового государства, в котором гармонично сочетаются как общепризнанные демократические ценности, так и традиции полиэтнического и многоконфессионального общества. Если политическая демократизация способна стимулировать социально-экономическое развитие, составляющее цель экономической реформы, а последняя не может успешно развертываться без политической реформы, то демократический процесс должен составлять основу той и другой реформ.
Реальное участие членов общества в управлении государством требует непременного демократического процесса по мере поступательного социально-экономического развития общества, другое дело, что процессом политического реформирования также можно и нужно управлять.
Есть ли надежда на то, что праздник даст в очередной раз возможность напомнить о том, что демократия является выражением интересов людей и основана на инклюзивности, равноправии и равном участии и является одним из базовых элементов обеспечения мира, устойчивого развития и прав человека?
Исторический опыт показывает, что отличительной чертой успешных и стабильных демократий является наличие сильного и свободно действующего гражданского общества. В таких демократиях правительство и гражданское общество работают сообща в интересах достижения общих целей во имя лучшего будущего, и в то же время гражданское общество помогает обеспечивать подотчетность правительства. Следовательно, ключевым фактором демократического развития и эффективности государственного управления является наличие ответственного гражданского общества. Будет ли оно создано в Казахстане – время покажет.
Булуктаев Юрий, политолог