Депутат мажилиса Дания Еспаева от фракции партии «Ак жол» просит перестроить систему организации лечения онкобольных, не прерывать лечение и наблюдение этих пациентов в период карантина.
Еспаева отметила, что в Казахстане на диспансерном учете по онкологическим заболеваниям состоят 187 тыс. человек, передает «Казинформ». В Кодекс «О здоровье и системе здравоохранения» лечение и обеспечение лекарственными средствами и медицинскими изделиями таких больных входит пакет ГОБМП (гарантированного объема бесплатной медицинской помощи).
— В связи с введением ЧС пациентам, входящим в группу риска, было рекомендовано не посещать медицинские учреждения, а лекарства должны были доставлять им на дом. В этот период в больницах были отменены плановые обследования, очередные курсы терапии. Пациенты, которые сражаются с раком — одна из самых уязвимых групп. Их лечение, зачастую, тяжелое и длительное и прерывание этого лечения сводит на нет все, что было сделано до этого. В период введения карантина их болезнь, к сожалению, не ушла также в карантин, а требовала постоянного лечения, — зачитала Еспаева депутатский запрос, адресованный министру здравоохранения РК.
По словам депутата, в социальных сетях много историй онкобольных, которые в период пандемии, когда вся медицина была брошена на противодействие коронавирусу, продолжали свою борьбу с онкологией. Истории этих людей о том, что они не получали всю необходимую помощь, поликлиники, которые еженедельно должны были брать анализы, обеспечивать лекарственными препаратами были закрыты. На фоне всего этого у онкобольных возникли перебои с медицинскими препаратами.
— На сегодня есть прецедент, когда журналист с онкозаболеванием подала в суд на минздрав, СК «Фармацию», а также на областное управление здравоохранения и больницу, в которой принимала лечение. Суть иска: возмещение затрат на приобретенные медикаменты. По словам Ирины, так зовут журналиста, подавшего иск, ей понадобилось более 3 месяцев для того, чтобы только понять зону ответственности каждого органа, которым был предъявлен иск.
В ходе судебного разбирательства, становится очевидным, что конечным ответчиком по иску обозначат городскую больницу, тогда как мы понимаем, что государственные больницы не имеют права самостоятельно производить закуп препаратов для онкобольных. Министерство здравоохранения и СК «Фармация» оказались совершенно не причем. По словам представителя Министерства здравоохранения, они лишь разрабатывают политику и правила, которыми пользуются все остальные. Ответственность за исполнение подведомственными медицинскими организациями они не несут, — добавила Еспаева.
Она уточнила, что Министерство здравоохранения является учредителем со 100% участием в СК «Фармации».
— ТОО СК «Фармация», которая является единственным дистрибьютором, и по вине, которого истец осталась без необходимых препаратов более 3 месяцев, тоже оказалось не при делах, и в конечном итоге, если Ирина выиграет суд, ответчиком останется многопрофильная больница №3 г. Караганды. При этом эта больница в ответ на досудебную претензию сообщила, что заявку на необходимый препарат она подала в сентябре 2019 года и 14 февраля 2020 года получила информацию от СК «Фармации», что эти препараты не закуплены, так как проводимые дистрибьютором тендеры не состоялись. И только 10 апреля 2020 года СК «Фармацией» был объявлен третий тендер. В итоге, необходимый препарат поступил в больницу 1 июля. Вся эта история вывела наружу весь сегодняшний бюрократизм, а самое главное, размытость зоны ответственности.
Мы считаем, что на ситуацию с бесперебойным обеспечением препаратами повлиял не карантин, а устоявшаяся годами позиция Министерства здравоохранения как стороннего наблюдателя, а также постоянные коррупционные скандалы в СК «Фармации». Напомним, что депутаты фракции «Ак жол» с первых месяцев избрания в парламент в 2012 году неоднократно направляли депутатские запросы в правительство и генеральную прокуратуру о неблагополучной ситуации и коррупциогенных фактах в этой организации, — сказала Еспаева.
На основании вышеизложенного ДПК фракция «Ак Жол» просит перестроить систему организации лечения онкобольных, не прерывать лечение и наблюдение этих пациентов в период карантина. Предусмотреть плановую госпитализацию, обеспечив все меры защиты инфицирования COVID 19; обеспечить неснижаемый запас препаратов на период от 6 до 9 месяцев; производить выдачу лекарственных препаратов пациентам на 3 месяца вперед; ответить, сколько всего онкобольных, состоявших на диспансерном учете, остались без гарантированных государством лекарств, сколько из них ушили из жизни по этой причине, и кто из ответственных лиц понес ответственность за такие факты.