Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
495
-0.33
EUR
521
-1.69
RUB
4.91
-0.03

Машиностроители шагают не в ногу

991

Автомобиль построить – не ишака купить

Как раз во время действия режима ЧП минувшей весной обострились отношения между Министерством индустрии и инфраструктурного развития (МИИР) и крупнейшим автомобильным холдингом страны — группой «БИПЭК Авто — Азия Авто».

В мае своим официальным пресс-релизом МИИР заявило о расторжении соглашения с компаниями «Азия Авто» и «Азия Авто Казахстан», входящими в этот холдинг. Свою позицию чиновники выразили ясно – эти компании не исполнили обязательства по соглашению о промышленной сборке, которые включают освоение технологических операций по сварке, покраске и сборке транспортных средств и увеличению локализации производства.

Для исполнения этих обязательств необходимо было построить ввести в эксплуатацию мощности по сварке и окраске кузовов. Соглашение с «Азия Авто» было заключено в июне 2010 года, а с «Азия Авто Казахстан» — в декабре 2012 года. У каждой из компаний было 7 лет на выполнение условий соглашения, а государство для этого предоставляло им преференции. При этом другие отечественные автосборочные компании свои обязательства по аналогичным соглашениям исполнили.

Расторжение соглашений с компаниями, нарушившими их условия, как пояснили в МИИР, ни в коем случае не означает прекращения их деятельности, а влечет лишь отмену предоставляемых им преференций. В случае же исполнения соглашений по промсборке нарушителями со стороны государства выражена готовность к заключению новых соглашений и предоставлению положенных преференций.

Однако ответная реакция руководства компаний, входящих в холдинг, оказалась весьма удивительной. Там заявили, что прекращение отношений с МИИР по соглашению о промсборке определяет судьбу входящих в холдинг автосборочных предприятий, у которых не было возможности выслушать упреки и претензии со стороны чиновников.

Зашла речь и о возможной остановке не только сборочного конвейера автосборочного завода в Усть-Каменогорске, но и вынужденном прекращении инвестиционной деятельности холдинга по строительству мощностей полного цикла на новой площадке.

Прозвучали и прямые обвинения в адрес отдельных высокопоставленных лиц, пытающихся помешать работе группы, и по поводу спешного внесения в Предпринимательский кодекс поправок, которые перечеркнут возможность продолжения строительства.

По мнению представителей автохолдинга, некие силы решили воспользоваться условиями режима ЧП и монополизировать рынок, преследуя собственные корыстные цели, расходящиеся с интересами страны. При этом главного все же не было сказано – почему не удалось в оговоренные соглашением сроки построить мощности по сварке и окраске кузовов вопреки оказывавшейся государством постоянной поддержке.

Затем с обеих сторон наступила долгая информационная пауза. Чиновники не покладая рук продолжали заниматься делами отечественного автопрома и машиностроения в целом. Прошло селекторное заседание правительства по этой тематике, где автопроизводителям напомнили о необходимости исполнять требование, принятое решением Высшего Евразийского экономического Совета, то есть главами государств-членов ЕАЭС, о достижении уровня локализации производства моторных транспортных средств не менее 50%.

А в конце июля в этой странной истории наметился все же хоть какой-то хэппи-энд, так как «Азия Авто» официальным пресс-релизом сообщило, что акционеры «Азия Авто Казахстан» утвердили-таки график строительства автопроизводства полного цикла, который обеспечит запуск мощностей сварки и окраски кузова в 2021 году. На этот раз никаких обвинений в адрес чиновников и других высокопоставленных лиц, якобы стремившихся монополизировать авторынок и уничтожить упомянутые компании, не прозвучало.

Автопроизводители пояснили, что не смогли выполнить свои обязательства из-за обвала автомобильного рынка страны, девальвации тенге и трудностей с привлечением финансирования. Правда, сдержат ли свое слово и на этот раз в Усть-Каменогорске после минувшего десятилетия неисполнения соглашений с правительством, пока неизвестно.

К тому же автохолдинг изрядно удивил своим сообщением о лидирующих позициях на российском рынке по итогам первого полугодия в статусе дилера автомобилей бренда «LADA» №1 и крупнейшего партнера «АвтоВАЗа» в соседней стране. Там холдинг ведет свои операции через дочернюю структуру ООО «Азия Авто Усть-Каменогорск».

Как заявили разозленные пользователи соцсетей по этому поводу, в реальности получилось, что за счет льгот и преференций, полученных в Казахстане, холдинг развивал свою дилерскую сеть в соседней стране вместо того, чтобы исполнить соглашение о промсборке с родным правительством и построить мощности полного цикла. В гневных постах речь даже зашла о том, чтобы потребовать возврата в казахстанскую казну всех предоставленных льгот усть-каменогорским предприятиям!

Уборочная на носу, а тут такие страсти

Другая не менее удивительная история на ниве отечественного машиностроения также разворачивалась на фоне карантинных ограничений из-за пандемии коронавируса.

В ней правительству противостоит уже НПП «Атамекен», призванная по идее защищать интересы отечественных производителей. Предметом противостояния стал утилизационный сбор с сельскохозяйственной техники – комбайнов и тракторов – в рамках так называемой расширенной ответственности производителей.

В НПП «Атамекен» настаивают, что западные производители такой техники не должны платить этот сбор в отличие от их казахстанских конкурентов. Логика при этом следующая – такой платеж нужно взимать лишь после того, как иностранные компании (речь идет в первую очередь о John Deere, Claas и Case New Holland) организуют производство своей сельхозтехники в Казахстане.

Сейчас же, как считают в НПП, из-за утилизационного платежа, размер которого может достигать более 10 млн тенге, приобретение западной высокопроизводительной техники стало непосильным для казахстанских фермеров, нуждающимся в ней для уборки больших площадей льна, бобовых и масличных культур.

Но у правительства здесь есть ясный контраргумент – оно ждало более пяти лет, пока упомянутые выше и другие западные производители воспользуются предоставленными им льготами для организации выпуска своей техники в Казахстане!

Ведь еще в мае 2014 года правительством был принят Комплексный план мероприятий по привлечению прямых иностранных и отечественных инвестиций. В разделе «Машиностроение» в первой главе «Производство сельскохозяйственной техники» как раз и приводится список всех этих компаний как освобожденных от уплаты утилизационного сбора. Но сегодня, когда бюджету срочно требуются дополнительные поступления, ждать более правительству, конечно же, не с руки.

Поэтому и были отменены прежние льготы для западных производителей сельхозтехники. А их российские и белорусские конкуренты согласно правилам ЕАЭС поставляют свою технику в Казахстан в так называемом национальном режиме, то есть платят утилизационный сбор вместе с отечественными производителями.

Чем ответят теперь в НПП «Атамекен» на решение правительства по этому вопросу, как и на сложившуюся ситуацию с исполнением соглашения по промсборке с компаниями «БИПЭК Авто-Азия Авто», не говоря уже о других проблемах отечественного машиностроения, покажет время.

Руководит Комитетом машиностроения и металлообработки Президиума НПП депутат мажилиса Мейрам Пшембаев, возглавляющий также и ОЮЛ «Союз машиностроителей Казахстана». От автопроизводителей в состав комитета входят Асемкан Дускужанов, гендиректор ТОО «Семипалатинский автосборочный завод», и Нурлан Смагулов, возглавляющий Astana Group.

Представителей же отечественных заводов по выпуску сельхозтехники в его составе не удалось найти в сведениях, опубликованных на сайте НПП.

© «365 Info», 2014–2024 [email protected], +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter