Эксперты в области международных отношений размышляют на тему: если Байден станет президентом…
Если Джо Байден победит в ноябре, он столкнется со множеством глобальных кризисов. Причем многие из них вызваны или по крайней мере усугублены президентством Дональда Трампа.
Изменение климата стало еще более ужасным. Коронавирус перевернул жизнь и экономики по всему миру. Союзники США доверяют им все меньше и меньше. Китай раздвигает границы своего влияния.
Как сказал Дерек Чоллет, бывший высокопоставленный чиновник Пентагона в администрации Обамы:
«Байдену предстоит столкнуться с самой хаотичной международной обстановкой с 1945 года».
Хорошая новость заключается в том, что Байден — создание американской машины внешней политики. Долгие годы работал председателем комитета Сената по международным отношениям. Затем консультантом по ключевым аспектам отношения Барака Обамы к миру в качестве вице-президента.
Еще в 2012 году Джеймс Тауб из Foreign Policy писал:
«Можно с уверенностью сказать, что во внешней политике Байден является самым влиятельным вице-президентом США в истории, за исключением своего непосредственного предшественника Дика Чейни».
«Байден вступит в должность с резюме, не имеющим себе равных по внешнеполитическому опыту, возможно за исключением Джорджа Буша-старшего»,
— заявил бывший советник Байдена в конгрессе Джеймс Рубин.
Как коронавирус изменил роль государства в Казахстане
Но есть и плохая новость.
По мнению некоторых экспертов, Джо Байден никогда не был успешным на мировой арене. Его критики утверждают, что именно он усугубил послевоенные проблемы Америки в Ираке и слишком сблизился с авторитарными лидерами. Более того, он никогда не имел подписанных в Конгрессе внешнеполитических достижений. Чаще все заканчивалось пафосно озвученными намерениями. Поэтому
способность Байдена вытащить США из глобальной ямы эксперты оценивают крайне низко
«Вряд ли у него получится стать героем нашего времени, — сказал Дэниел Бесснер, профессор Вашингтонского университета. –
Иметь Байдена во главе вместо кого-то с более прогрессивными внешнеполитическими идеями с моей точки зрения довольно мрачно»
Но если Байден все же окажется в Овальном кабинете, ему придется сразу же начать делать важные шаги, чтобы собрать потрепанный мир. Как он будет стремиться к этому, пока не совсем ясно. Его предвыборный штаб отклонил запросы на интервью, которые необходимы для понимания внешнеполитических планов.
Но сам Байден и его помощники сделали много заявлений о внешней политике, а у бывшего вице-президента есть длинный послужной список, из которого он может черпать идеи.
Команда Байдена не скрывает, с чего новоизбранный президент начнет первые часы своей работы.
Во-первых, он вновь подтвердит согласие США с Парижским соглашением по климату. Участие Америки в соглашении заканчивается 4 ноября 2020 года, на следующий день после выборов. Решение о выходе из соглашения Трамп инициировал 4 ноября 2019 года, выполнив предвыборное обещание. Несмотря на то что выбросы парниковых газов в США росли, обращая вспять многолетние достижения.
Спасать от коронавируса должна наука, которой нет — эксперт
Также Байден сразу начнет решать проблему коронавируса.
«Первая задача будет заключаться в том, чтобы взять Covid под контроль», — сказал в прошлом месяце Тони Блинкен, его советник по внешней политике.
«Антиковидный» план в значительной степени сосредоточен на внутренних усилиях, таких как увеличение поставок доступных тестов и средств индивидуальной защиты, а также на обращение вспять экономического спада в стране. Кроме того, Байден уже заявлял, что отменит решения Трампа о выходе США из Всемирной организации здравоохранения.
Байден также хочет, чтобы США возглавили глобальную коалицию по поиску вакцины и лекарств от болезни. Большинство экспертов, одобряют эту концепцию, потому что скоординированные глобальные усилия могут минимизировать последствия «прививочного национализма».
Те, кто близок к Байдену, говорят о его опасениях, что
глобальный ответ ковиду могут возглавить Китай и Россия, а это явно ударит по авторитету США
После окончания Второй мировой войны демократы и республиканцы придерживались во многом схожих подходов к внешней политике США. Президенты обеих сторон использовали власть, чтобы поддержать так называемый «либеральный международный порядок», который в основном означает набор экономических и политических правил и ценностей, которые помогают миру функционировать.
Какие реформы вылечат экономику от коронавируса — эксперт
США никогда не делали этого по доброте душевной. Содействие свободной торговле и либеральной демократии должно было предоставить Америке рынки для продажи товаров. И, что тоже важно, лояльность стран, с которыми можно строить союзы против врагов.
Это никогда не было идеальной системой, и США допустили очень много ошибок на своем пути. Но в целом эта грандиозная стратегия помогла им сохранить свои позиции ведущей мировой державы.
Вкратце, это мир, который Байден хочет восстановить. Точнее, восстановить доверие союзников и влияние США в глобальном масштабе.
Но сказать легче, чем сделать.
Байдену придется восстановить доверие, утраченное за годы правления Трампа. Например, в 2018 году канцлер Германии Ангела Меркель заявила, что ее страна больше не может полагаться на Соединенные Штаты, чтобы поддерживать порядок в мире.
«Мы не можем полагаться на сверхдержаву Соединенных Штатов», — сказала она.
Эксперты говорят: главное, чтобы Байден не решил, что достаточно сказать «Америка вернулась». Сначала нужно отправиться в тур, чтобы выслушать лидеров всех стран, в поддержке которых заинтересованы США.
Несмотря на жесткую риторику Байдена в отношении Китая, в его списке эта проблема не в приоритете. И дело не в том, что отношения между США и Китаем не имеют для него значения. Просто Байден твердо уверен, что США одержат верх над Китаем, создав коалицию, готовую в унисон помешать проблемному Пекину в развертывании своей политики.
«Нам как никогда необходимо сплотить демократический мир», — сказал один из сотрудников Байдена. — Это будет демократический альянс, чтобы спасти мир».
США и Россия всего в нескольких месяцах от окончания последнего крупного соглашения по контролю над вооружениями. Это соглашение ограничивает размер ядерных арсеналов двух стран, которые вместе составляют 93% всех ядерных боеголовок на Земле. Сделка истекает 5 февраля 2021 года.
Трамп открыто избегал всех вопросов о возможном продлении соглашения.
«Мы создаем еще большую угрозу конфликта, который может буквально уничтожить каждую страну и, возможно, даже нашу планету», — сказал ранее Леон Панетта, который занимал пост директора ЦРУ и министра обороны при президенте Обаме.
Обеспокоенность оправдана, поскольку и США, и Россия еще больше отошли от ограничения своих ядерных возможностей.
В феврале 2018 года США заявили, что запустят ядерное оружие малой мощности в ответ на неядерные удары, такие как крупная кибератака.
А в марте 2018 года Путин выступил перед своей страной с речью, в которой хвастался созданием непобедимой крылатой ракеты с ядерной установкой, способной поразить любую точку планеты.
Байден вступит в должность до того, как официально истечет срок действия нового договора СНВ, и он уже взял на себя обязательство его продлить.
Трамп вошел в историю, проведя три саммита с лидером Северной Кореи Ким Чен Ыном. Но несмотря на зрелищность встреч, они были малосодержательными. В результате Пхеньян не остановил свои ядерные достижения, а ускорил их.
Таким образом, очевидно, что попытка Трампа использовать личную дипломатию провалилась. Бывший помощник Байдена, знакомый с его взглядами, сказал:
«Байден не будет повторять ошибок Трампа в попытках избавить Северную Корею от ее ядерного оружия».
Пока неясно, как будет работать Байден , чтобы «не повторять ошибок», но ясно, что Корея станет для него одной из самых больших проблем.
Ядерное соглашение между Ираном, США, европейскими державами, Россией и Китаем накладывает жесткие ограничения на ядерную программу Тегерана в обмен на облегчение санкций. Цель администрации Обамы заключалась в том, чтобы преградить Ирану путь к ядерному оружию не силовым, а дипломатическим путем.
Но Трамп отозвал Америку от сделки в 2018 году, повторно наложил финансовые санкции на Иран и попросил европейские страны прекратить с ним свои дела. Это побудило президента Ирана Хасана Рухани в прошлом году объявить о серии эскалаций, чтобы увести Иран от соблюдения соглашения как способ оказать давление на США и их союзников.
Это станет серьезным испытанием для Байдена, который должен решить, как вести себя с более агрессивным Ираном.
Судя по некоторым высказываниям, в первую очередь Байден вернет Америку в сделку и смягчит некоторые санкции, если Иран подтвердит свою приверженность соблюдению ее условий. Но, как говорят эксперты, сделать это надо быстро. До иранских выборов, которые пройдут в 2021 году. Неизвестно чем они закончатся, и не исключено, что новый президент Ирана будет склонен к сотрудничеству.
Всегда стоит помнить, что США находятся в состоянии войны с 2001 года. Погибли тысячи американцев, потрачены триллионы долларов. И похоже, США сделали большую часть мира только хуже.
В Афганистане правит талибан. Правительство Багдада приблизилось к Ирану, а иракский народ открыто призывает США прекратить вмешиваться в его дела.
Поэтому неудивительно, что двухпартийное движение в США настаивает на прекращении «вечных войн». Если Байден станет президентом, ему придется это сделать.
«Настало время отбросить военные злоключения Америки», — сказал Бесснер, профессор Вашингтонского университета.
Байден, похоже, не против прекратить войны. В одном из своих выступлений он сказал:
«После войн в Афганистане и на Ближнем Востоке мы должны вернуть домой подавляющее большинство наших войск и сосредоточить нашу миссию на Аль-Каиде и ИГИЛ. И мы должны прекратить поддержку войны в Йемене, возглавляемую Саудовской Аравией», — сказал он.
«Пребывание в непреодолимых конфликтах истощает нашу способность руководить другими проблемами, требующими нашего внимания, и мешает нам восстановить другие инструменты американской мощи».
Однако как он это сделает, тоже неясно. Как минимум придется терять союзников на Ближнем Востоке, а это чревато.
Как сказал источник из окружения Байдена:
«Он не верит в преобразующую роль наших вооруженных сил в государственном строительстве» и «скептически относится к интервенции на Ближнем Востоке и в Центральной Азии».
Некоторые эксперты ожидают, что в первую очередь Байден снизит расходы на оборону и сосредоточится на глобальном здравоохранении и экономических проблемах внутри страны.