Раньше виновным в сексуальных преступлениях нередко удавалось избегать наказаний, например за примирением сторон, говорит член столичной коллегии адвокатов Асель Токаева. Однако законодательство изменили и теперь таких лазеек нет.
— Да, усилили все. Изнасилования раньше считалось преступлением средней тяжести, но перевели в тяжкие. Если речь о преступлениях в отношении малолетних (это статья 120, часть 4), раньше предусматривалось наказание от 15 до 20 либо пожизненное лишение свободы. Поправки этот «коридор» убрали, теперь либо 20, либо пожизненное.
— А почему ужесточили? Были какие-то обращения общественности?
— Да. Зачастую виновных в сексуальном насилии могли увести от ответственности. Конечно, я говорю о насилии в отношении взрослых.
Сколько случаев было, когда стороны примирялись, когда дела волокитили
И насильник не нес никакого наказания. Когда санкции усилили и изнасилование перешло в другую категорию, преступник больше не может отделаться примирением сторон. Он в любом случае будет наказан.
— А если пострадавшими оказывались дети, педофилам тоже удавалось избежать наказания?
— Я таких не знаю. Практически все дела о половом насилии в отношении детей, которые предавались огласке, доходили до суда. Если дела касаются несовершеннолетних, здесь правоохранительные органы и суды работают четко.
Но нужно понимать, что в любом случае требуется сначала доказать изнасилование. В некоторых случаях экспертизы не помогают, зачастую свидетелей не бывает. Только пострадавший ребенок, а он маленький. Кроме того, есть же не только изнасилования, но и насильственные действия сексуального характера, когда трогают ребенка.
— А если, например, виновник не успел изнасиловать жертву, он пойдет по другой статье?
— Санкция за покушение на изнасилование такая же.
— То есть наказания стали адекватны преступлениям?
— Да. Наказания стали достаточно суровыми, государство обратило внимание на проблемы, о которых я говорила раньше.
Думаю, что если в Сатпаеве человек виновен, он понесет наказание. Никто не будет прекращать дело и «отмазывать» его.
Но нужно помнить, что мы живем в правовом государстве, и не зачем возвращаться в средневековье. По-человечески я сама возмущаюсь, педофилов даже адвокаты не хотят защищать. Но нельзя допускать линчевание. Вина человека должна быть доказана, и это работа органов досудебного расследования. В этих случаях к делу нужно подходить с трезвой головой.