Обрабатывающая промышленность Казахстана 1,5 года назад просила правительство внести фармотрасль в перечень первостепенных проектов. Ее отправили… в проектный офис НПП «Атамекен».
10 июля на расширенном заседании правительства президент Касым-Жомарт Токаев подверг критике всех, кто проспал ситуацию со вспышкой коронавируса в Казахстане. Одним пригрозил отставкой, других поручил уволить, а то и привлечь к ответственности. Третьим дал указание срочно принять меры к организации фармацевтических производств для ликвидации дефицита лекарств. Мало кто помнит, но еще Нурсултан Назарбаев в своем послании народу Казахстана в октябре 2018 года давал такое указание подчиненным. Как его исполнили, медиапорталу 365info рассказал исполнительный директор Союза обрабатывающей промышленности Казахстана Адилбек Бектибаев.
— Что мешало полтора года назад начать производить то, что сегодня мы даже не можем закупить из-за общемировой пандемии COVID-19?
— 5 октября 2018 года Елбасы в своем послании четко сказал, что необходимо поддержать экспортоориентированную обрабатывающую промышленность. Приоритет должны были получить предприятия, производящие товары народного потребления.
Что нужно народу? Еда, лекарства, одежда, товары домашнего обихода и средства гигиены. Это то, что чем мы должны обеспечивать себя сами
Такой был посыл. 11 декабря 2018 года появилось постановление правительства об обеспечении долгосрочной торговой ликвидности для доступного кредитования. Это и была «экономика простых вещей», на которую выделили 600 млрд тенге.
13 февраля 2019 года я написал письмо в администрацию президента и поставил в известность, что поручение Елбасы реализуется как попало.
В перечень приоритетных производств «экономики простых вещей» засунули кабель, который невозможно обхватить двумя руками. Вам дома такой пригодится?
К счастью, мебельное производство и сельское хозяйство тоже вошли в перечень. Хоть тут верное решение приняли. Но
какое отношение к товарам народного потребления имеет строительство курортов и отелей люкс?
Зато производства лекарств в списке не оказалось.
— Что вам ответили?
— Наше письмо спустили в Министерство индустрии и инфраструктурного развития. Оттуда вышло обещание провести встречу.
А когда встречала реально состоялась, представителя нашего союза начали журить за жалобы. Как обычно, в общем
Короче говоря, закончилось все тем, что нас отправили в проектный офис при Нацпалате предпринимателей «Атамекен». Мы должны были подать заявки с обоснованием, какие производства нужны. Но нам так и не объяснили, почему в перечень включили кабель, но не включили лекарства.
Какие-то виды медицинских изделий, буду откровенным, в перечень попали. Но под шумок там оказалось «снабжение медицинских центров импортным оборудованием». Вместо лекарств!
— На котором некому работать, ага.
— Да может и есть. Но какое отношение этот пункт имеет к производству? Это же чистый импорт. Мы свои деньги будем тратить не на производство дефицитного парацетамола, а чтобы кто-то на них привез в частные клиники импортное оборудование.
И если вы посмотрите, кому принадлежат самые дорогие клиники, поймете, откуда дует ветер
Возмущению нашему не было предела. Но и проектный офис не спал. Со временем в перечень товаров для экономики простых вещей вошли… локомотивы для горнорудной отрасли! У каждого жителя Казахстана же во дворе стоит по локомотиву! Затем туда же засунули тракторы. Они тоже нужны всем, кто бы спорил. Иначе как по Нур-Султану без трактора ездить-то? Теперь пытаются или уже запихали в перечень автомобили. Мало того, что автомобилестроителей и так поддерживают через утильсбор, субсидии, дешевое кредитование населения и освобождение от налогов. Теперь они еще и в экономике простых вещей. Сама эта экономика простых вещей стала экономикой сложных, дорогих вещей.
Мы делали анализ, кто реально получил деньги. Мебельщики и легпром получили каплю в море. Зато с размахом строят «Риксос-Туркестан» и супер-крутой отель в Актау
Что угодно, но только не производство нужных вещей для населения. А в приоритете должны быть лекарства – это жизнь и здоровье нации.
Реплика еще такая была в нашу сторону — дескать, мы сами пассивные, а в перечень включают то, что предлагают. Это нормальный принцип? Вряд ли. Я считаю, должно быть так: если кто-то предлагает проект не товара народного потребления, пусть кредитуется на общих основаниях и работает. Вот и все.
Мы пришли к текущей ситуации. Людям нужны лекарства, а не отели и курорты. Лекарств нет, есть отели.
— А наши действующие фармпроизводства способны производить объем, достаточный для внутреннего потребления? Там ведь не все просто. Мы же лекарства, как и машины, собираем из сырья. А с его поставками были проблемы.
— Если бы правительство мобилизовалось, а министерство индустрии отдало приоритет лекарствам, минздрав срочно через «СК-Фармацию» разыграло долгосрочные договоры по фармации, большая часть линейки жизненно важных лекарств уже бы была. Но мы этого не сделали.
Зачем ждали полтора года, если всякие эпидемии предсказать сложно, а готовыми к ним быть нужно?
Сейчас на нас обижаются, что мы поднимаем эту тему.
Нужно понимать, что фармпроизводство очень капиталоемкое. Это же формулы, являющиеся чьей-то интеллектуальной собственностью. Чтобы организовать процесс с нуля, нужно очень много денег. Законодательство о здравоохранении допускает, что хотя бы одна любая стадия конечного производства может выполняться в Казахстане.
Если сюда завозят сырье и уже из него делают лекарства, смысл заключается в том, чтобы своевременно обеспечивался ввоз сырья. Тогда мы будем независимы от импорта готовых лекарств. На время ЧП авиасообщения между всеми странами были прекращены, и мы на два месяца просели с поставками сырья.
Так вот, учитывая непредсказуемость вирусологической ситуации в мире, нужно учитывать подобные вещи, чтобы иметь запас
А теперь мы имеем то, что имеем. Плюс это ценовое регулирование, которое привело к ажиотажу и попыткам спрятать лекарства, чтобы торговать ими из-под полы.