После обретения независимости Казахстан решительно отказался от ядерного оружия. При этом в республике продолжается бурное развитие отрасли мирного атома.
И это неудивительно — в нашей стране, согласно последним оценкам, сосредоточено 12% мировых запасов (900 тыс. тонн, второе место на планете после Австралии). Месторождения находятся в Туркестанской, Кызылординской, Мангистауской и Северо-Казахстанской областях, там выделены шесть урановых провинций — Прибалхашская, Прикаспийская, Илийская, Северо-Казахстанская, Сырдарьинская, Шу-Сарысуйская. Общее число месторождений — 129.
Уникальность казахстанских залежей заключается в том, что
добывать уран там можно наиболее прогрессивным и безопасным для окружающей среды методом подземного выщелачивания.
Начало атомной отрасли Казахстана было положено в 1948 году созданием Волковской экспедиции. Год спустя появился завод 2а, ныне известный как Ульбинский металлургический завод. В 1951 году в Кордае было обнаружено первое на территории КазССР урановое месторождения. К 1957 году был создан республиканский Институт ядерной физики близ Алма-Аты, где установили научно-исследовательский атомный реактор. А в 1972 году в Шевченко (ныне Актау) была запущена уникальная станция по опреснению каспийской воды, основу которой составил первый в мире реактор на быстрых нейтронах БН-350. Он проработал 25 лет.
Были в истории атомной отрасли республики и темные страницы: за четыре десятилетия на печально знаменитом Семипалатинском полигоне прогремело 456 ядерных и термоядерных взрывов. Этой чудовищной мощи хватило бы для уничтожения Хиросимы 2500 раз! К счастью, в 1991 году Первый Президент Нурсултан Абишевич Назарбаев принял историческое решение о закрытии полигона, а позже страна отказалась от огромных запасов ядерного оружия, оставшегося в наследство от Советского Союза. Таким образом, Казахстан стал первой в мире страной, добровольно лишившей себя самого смертоносного оружия человечества. Началась новая страница в истории отечественной атомной отрасли.
В 1997 году была создана национальная атомная компания «Казатомпром». В ее распоряжении оказалась инфраструктура советского периода, включающая мощности по добыче и переработке радиоактивного топлива, а также обширная научная база. Однако все это было оторвано от устоявшихся и к тому моменту разрушенных производственных и логистических цепей. «Казатомпрому» нужно было пробиваться на мировой рынок, рассчитывая лишь на собственные силы.
Компания наладила разведку, добычу, переработку и обогащение урана. Ведутся научные изыскания по разработке реакторов. К 2009 году «Казатомпром» стал мировым лидером по добыче урана. Показателен такой факт:
в упомянутом году 60% топлива на атомных электростанциях мира произведено в Казахстане, Канаде и Австралии. Остальное — старые запасы либо уран из ядерного оружия
На сегодня добыча урана ведется на 26 участках, объединенных в 13 горнорудных активов. Весь казахстанский уран добывается методом подземно-скважинного выщелачивания, что максимально снижает нагрузку на экологию.
«Казатомпром» является бесспорным лидером в добыче урана методом ПСВ с производительностью 11,4 тыс. тонн (более 20% мировой добычи урана в 2018 году), значительно превосходя своих основных конкурентов», — сообщает нацкомпания.
За три квартала 2018 года Казахстан экспортировал 14,2 тыс. тонн урана на 700 млн долларов США. 57% от этого объема отправились в Китай, 18,2% — в Канаду, 16,6% — в Россию.
На следующий год показатели продолжили расти. По итогам 2019 года Казахстан продал за рубеж 16 тыс. тонн урана (рост относительно предыдущего года — 4%). Расширилась география продаж: 40% продукции получил Китай, по 8% — Россия, Канада и США, Индия купила 9% от этого объема, страны Европейского союза — 18%, заняв второе место в общей структуре экспорта.
Останавливаться на достигнутом казахстанская отрасль не собирается: в планах дальнейшее увеличение доли на мировом рынке. Кроме того, завершена подготовка к формированию полного цикла производства ядерного топлива, базирующегося на собственной, казахстанской базе.
— Сегодня Казахстан заинтересован не только в добыче и поставках природного урана, но и в производстве и сбыте урановой продукции более высокого передела. Преимуществами выбранного направления являются развитие технологий для создания продукта с высокой добавленной стоимостью, расширение экспортного потенциала, возможность предложения комплексного продукта на глобальном рынке и развитие новых каналов сбыта. Поэтому сегодня необходимо усилить работу на ключевых направлениях дальнейшего развития урановой промышленности, — рассказывал в 2017 году в интервью BaigeNews Глеб Щегельский, на тот момент глава Комитета по вопросам экологии и природопользованию нижней палаты парламента РК — мажилиса.
По его словам, государство намерено усилить контроль над присутствием «Казатомпрома» в добыче урана на территории республики. Готовится укрепление специализации Казахстана в мировой атомной отрасли. «Казатомпром» должен стать вертикально-интегрированной компанией, сохранить лидерство на мировом и региональном рынках.
Что касается резонансного вопроса о строительстве атомной электростанции (АЭС) на территории республики, на сегодня он снят с повестки дня, никаких работ без ведома казахстанского общества не ведется. Как подчеркивал глава государства Касым-Жомарт Токаев, если вопрос о возведении АЭС в стране и будет подниматься, разрешения на этот шаг государство будет просить у народа.
— Строительство атомной электростанции пока не планируется. Если понадобится, обязательно будем этот вопрос обсуждать с народом. Если понадобится, проведем референдум. Вы знаете, Казахстан признан как лидер движения нераспространения ядерного оружия благодаря историческому решению нашего Первого Президента Нурсултана Назарбаева, который закрыл Семипалатинский ядерный полигон, — подчеркнул президент Токаев.