Нур-Султан
Сейчас
17
Завтра
16
USD
419
+0.91
EUR
493
+0.20
RUB
5.73
-0.01

Казахстан способен полностью обеспечить себя ГСМ — аналитик Wall Street Invest Partners

Данияр Джумекенов

Эксперты продолжают обсуждать, к каким последствиям приведут меры по защите интересов производителей нефтепродуктов путем запрета на импорт из России до 1 сентября.

Одни говорят, что после снятия карантинных мер и восстановления деловой активности отечественные НПЗ не справятся со спросом на ГСМ. Другие утверждают, что запасов на нефтебазах достаточно, чтобы успеть насытить внутренний рынок импортным бензином после 1 сентября 2020 года.

Аналитик Wall Street Invest Partners Данияр Джумекенов вообще считает, что принятые казахстанским правительством меры стали ответом на аналогичное решение россиян.

Реакция на поведение партнеров

— Кризисы всегда вынуждают правительство защищать отечественных производителей. Что в целом является правильной позицией, — говорит аналитик. —  После модернизации своих НПЗ в 2018 году Казахстан способен полностью обеспечить себя необходимым топливом. Так что особой необходимости в импорте у нас нет. В связи с падением спроса на бензин из-за карантина в стране наблюдается излишек. Объемы производства превышают размер фактического потребления.

— Нестабильность на нефтяном рынке как-то может отразиться на ваших прогнозах?

— Ни для кого не секрет, что нефтегазовый сектор является ключевым для страны. Во многом благодаря ему государство имеет возможность исполнять свои социальные обязательства и инвестировать в будущее развитие.

Например, в 2019 году 30 крупнейших энергетических компаний перечислили в бюджет порядка 5 трлн тенге, или 50% всех налогов

Падение рыночных цен на нефть способно привести к падению доходов от экспорта энергоресурсов в два раза по итогам 2020 года. Учитывая антикризисные стимулы правительства, остро встает вопрос финансирования бюджета. Особого выбора нет — необходимо наращивать объем государственного долга. При этом протекционистская политика в нефтегазовом секторе позволит ощутимо снизить негативный эффект для страны.

Да и в целом запрет на импорт кажется логичной реакцией на запрет со стороны России. Если нам нельзя продавать им, значит, справедливо будет ввести аналогичные ограничения и против российского топлива

Здесь главное внимательно следить за ситуацией и не допустить возникновения проблем, которые наблюдаются в России.

Искусственный дефицит

— Не справляются с обеспечением внутреннего рынка своими силами?

— Во время карантина часть российских НПЗ было решено отправить на плановый ремонт.

Однако после резкого снятия ограничений спрос на бензин стал расти гораздо быстрее, чем ожидалось

В результате возник дефицит, который розница стала покрывать в том числе и через импорт. Благо, импортеры оказались в более выигрышном состоянии. Как минимум, в отличии от российских НПЗ, им не приходилось уплачивать демпфер.

Чтобы поддержать отечественных игроков, правительству пришлось ввести запрет на импорт. Что только ухудшило ситуацию с дефицитом и привело к ускоренному росту цен. Предпосылок для возникновения подобной ситуации в Казахстане пока нет. Затоваривание рынка будет сдерживать рост цен, происходящий на фоне восстановления нефтяного сектора.

© «365 Info», 2014–2020 info@365info.kz, +7 (727) 350-61-36
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter