Нет предпосылок возникновения бензинового дефицита после снятия ограничительных мер, аналогичных российскому опыту.
Эксперты продолжают обсуждать, к каким последствиям приведут меры по защите интересов производителей нефтепродуктов путем запрета на импорт из России до 1 сентября.
Одни говорят, что после снятия карантинных мер и восстановления деловой активности отечественные НПЗ не справятся со спросом на ГСМ. Другие утверждают, что запасов на нефтебазах достаточно, чтобы успеть насытить внутренний рынок импортным бензином после 1 сентября 2020 года.
Аналитик Wall Street Invest Partners Данияр Джумекенов вообще считает, что принятые казахстанским правительством меры стали ответом на аналогичное решение россиян.
— Кризисы всегда вынуждают правительство защищать отечественных производителей. Что в целом является правильной позицией, — говорит аналитик. — После модернизации своих НПЗ в 2018 году Казахстан способен полностью обеспечить себя необходимым топливом. Так что особой необходимости в импорте у нас нет. В связи с падением спроса на бензин из-за карантина в стране наблюдается излишек. Объемы производства превышают размер фактического потребления.
— Нестабильность на нефтяном рынке как-то может отразиться на ваших прогнозах?
— Ни для кого не секрет, что нефтегазовый сектор является ключевым для страны. Во многом благодаря ему государство имеет возможность исполнять свои социальные обязательства и инвестировать в будущее развитие.
Например, в 2019 году 30 крупнейших энергетических компаний перечислили в бюджет порядка 5 трлн тенге, или 50% всех налогов
Падение рыночных цен на нефть способно привести к падению доходов от экспорта энергоресурсов в два раза по итогам 2020 года. Учитывая антикризисные стимулы правительства, остро встает вопрос финансирования бюджета. Особого выбора нет — необходимо наращивать объем государственного долга. При этом протекционистская политика в нефтегазовом секторе позволит ощутимо снизить негативный эффект для страны.
Да и в целом запрет на импорт кажется логичной реакцией на запрет со стороны России. Если нам нельзя продавать им, значит, справедливо будет ввести аналогичные ограничения и против российского топлива
Здесь главное внимательно следить за ситуацией и не допустить возникновения проблем, которые наблюдаются в России.
— Не справляются с обеспечением внутреннего рынка своими силами?
— Во время карантина часть российских НПЗ было решено отправить на плановый ремонт.
Однако после резкого снятия ограничений спрос на бензин стал расти гораздо быстрее, чем ожидалось
В результате возник дефицит, который розница стала покрывать в том числе и через импорт. Благо, импортеры оказались в более выигрышном состоянии. Как минимум, в отличии от российских НПЗ, им не приходилось уплачивать демпфер.
Чтобы поддержать отечественных игроков, правительству пришлось ввести запрет на импорт. Что только ухудшило ситуацию с дефицитом и привело к ускоренному росту цен. Предпосылок для возникновения подобной ситуации в Казахстане пока нет. Затоваривание рынка будет сдерживать рост цен, происходящий на фоне восстановления нефтяного сектора.