В истории казахов бывало, когда ради единения родов они смешивались. Но подобное случалось крайне редко.
Точная дата, когда была заложена традиция жить родами, неизвестна. Как пишет ученый Акселеу Сейдимбек, казахские роды появились с тех давних времен, когда:
«…кочевники жили, руководствуясь тенгрианскими заповедями. А они гласят: «Күн ортақ, ай ортақ, көш жолы ортақ» (Солнце общее, луна общая, общие и дорога, и кочевья) и «Жер Құдайдыкі» (Земля принадлежит Всевышнему)».
Появлению родов способствовали несколько причин. И одна из них — тяжелые последствия кровосмешения. Предки казахов это осознавали, а потому многие века в народе сохраняется табу на супружеское соединение парня и девушки из одного рода. Правильность такого решения подтвердила и наука.
Как казашек приобщали к интимным граням взрослой жизни – традиция Қызойнақ
Известный казахский ученый-антрополог Оразак Смагулулы рассказал, как во времена СССР собрал кровь представителей разных казахских родов всех областей Казахстана и отправил на исследование в Москву. А вскоре получил нарекание от сотрудников лабораторий:
«Почему прислали кровь из одной области, она же идентична?!».
Многолетние исследования ученого подтвердили, что «…научное сравнение древних и современных антропологических типов Казахстана дают возможность утверждать, что генетические связи более трех тысячелетий очень крепки».
Казахская нация состоит из родов, но яркого трайбализма не существует. Все казахи гордятся великими личностями, несмотря на то что сами могут не являться представителями их родов.
Вот небольшой список имен великих казахов и их родов:
Великий ученый Шокан Уалиханов, организатор и лидер партии «Алаш» Әлихан Бөкейханулы, кюйши-домбристы Даулеткерей и Дина — выходцы из тюре, а певец Акан серэ из рода карауыл.
Как казахи с помощью камчи общались – традиция Қамшы тастау
Род Курмангазы, которого называют отцом казахского кюя – кзылкурт, певец Мади – каракесек, акыны Жамбыл и Суюнбай – екейцы, кобызист Ихлас – тама, композиторы-домбристы: Казангап — шаншклы, Таттимбет – шаншар.
Акын Абай – тобыктинец, певец Естай – алмашы. Род Балуана Шолака — самбет, певец-композитор Жаяу Муса – айдабол, поэт Ілияс Жансугуров – найман, художник Абильхан Кастеев – суан, художник Үке Ажиев – дулат. Братья, ученый Кудайберген и композитор Ахмет Жубановы, из рода алим.
Писатель Мухтар Әуэзов и единственная в Казахстане «Музыкант мира», скрипачка Айман Мусаходжаева – ходжи. Государственные деятели Узбекали Жанибеков – тиней, Тулеген Тажибаев – алгий. Известный рисовод Ибрай Жакаев – таракты. Поэт и писатель Кадыр Мирза-Али – байбакты.
Герой Советского Союза, генерал Сабир Рахимов – багыс, доказавший, что генерал является этнический казахом, ученый Асильхан Оспанулы – выходец из ходжи. Список можно продолжать долго.
Вторая причина появления казахских родов: объединившись, легче пережить тяготы жизни, чем в одиночку. На эту тему есть много казахских пословиц:
Ру ішсең руыңмен.
Если принимать яд, так с вместе со всем родом.
…
Көппен көрген Ұлы той.
Если праздновать, так со всеми.
…
Бір үй ашықса бір ауылды жұтатады,
Бір ауыл ашықса бір бүкіл елді жұтатады.
Если будет голодать одна семья, голод охватит весь аул,
Если будет голодать один аул, джут охватит всю страну.
Государственный деятель Алихан Бокейханулы писал:
«Аульное сообщество появилось благодаря заботе и поддержке рода и опирается на родовые связи».
Есть немало традиций, касающиеся родовых отношений. Среди них и распространенные, и очень редкие. К редким относится Аталарды араластыру (смешивание родов).
О причине появления этой традиции написал ученый Акселеу Сейдимбек в своей книге «Қазақтың ауызша тарихы» (Казахская устная история казахов):
«Со временем вырастает новое поколение. Разрастается численность членов рода, и близко-родственные отношения между родами отдаляются. В такой ситуации, чтобы сберечь межродовую близость, руководители родов проводили традицию Аталарды араластыру (смешивание родов). Пусть и редко, но в связи с необходимостью она проводилась».
Традицию Аталарды араластыру в середине 19 века провел би рода шубарайгыр Осер Кабыланулы. Об этом рассказал известный ученый-тюрколог Каржаубай Сарткожаулы.
Как казаху правильно отпраздновать новоселье – традиция Қонысмай
«Раньше род шубарайгыр, относящийся племени абак керей Среднего жуза, состоял из пяти групп, прозванный народом Бескаска. Предком был один человек. Это: 1. Балта, калпе; 2. Сарыкоз, қызылурт, булек; 3. Кабыл; 4. Байбура, байбише, тюзик, ханымбике; 5. Мурат, тогизак.
Чтобы укрепить их родственную близость, бий Осер Кабыланулы провел традицию Аталарды араластыру (смешивание родов) на новые пять родов: 1. Балта, байбише; 2. Калпе, мурат, сарыкоз; 3. Байбура, тюзик, кзылкурт; 4. Ханымбике, булек; 5. Кабыл.
После проведения традиции разумное решение бия Осера Кабыланулы было благожелательно принято народом. Люди смешанного рода зажили по-новому и более сблизились в родственном отношении. С тех пор род шубарайгыр еще начали называть Бес шам (пять свечей)».