Депутат мажилиса Ирина Смрнова сразу после заключительного заседания палаты вместо отпуска выехала в Алматы, чтобы стать волонтером.
И сразу – в управление здравоохранения города, пишет «Караван». Ей поручили организационную работу: отбирать желающих отправиться добровольцами на войну с CОVID-19. А их оказалось более 700 человек.
– Каждое резюме надо было изучить, созвониться с каждым претендентом, – говорит Ирина Владимировна. — Надо было понять, кто эти люди и как их эффективнее использовать. Со всеми поговорить. Брать неподготовленных с улицы бессмысленно. В этот понедельник «Халык Арена» приняла первых пациентов. А до этого надо было привезти и расставить кровати, заправить их, установить шлюзы и тоннели в «чистых» и «грязных» зонах, подключить системы вентиляции, медицинское оборудование.
Даже полы помыть! Спасибо армии! Позвонила в министерство обороны – нам же КамАЗы были нужны, чтобы медпрепараты завезти, мебель с разных складов. А где еще искать транспорт в последний «чистый день»? Да, еще учителя физкультуры Алматы откликнулись, помогли с погрузкой-разгрузкой.
– Возвращаясь к теме дефицита медпрепаратов и масок. Черный рынок лихо поработал?
– На складах «СК-Фармация” сказали, что от аптек и больниц заявки поступают несвоевременно.
– Врали?
– Я считаю, был сговор. Если аптеки кричат, что у них нет лекарств, а на складах они есть, как это еще называть? Поехала в антикоррупционный комитет. Там сразу создали ситуационный центр, в который вошли волонтеры, разные специалисты, эксперты. Поехали группой в рейд. И тут же выявили несколько коррупционных схем. В том числе и с участием «СК-Фармация”, работников аптек и больниц. Один реаниматолог спекулировал лекарствами через объявления в соцсетях – назначал время и место встречи-продажи. Он же давал клятву Гиппократа?.. Была на задержании еще одного спекулянта. Хотела посмотреть ему в глаза: как он может зарабатывать на здоровье и жизнях людей?
– И что увидели?
– Я поняла, что в этом бизнесе много схем.
– Например?
– Вот одна. Лекарств в стране хватает, но есть лимит на наценку. В одну аптеку что-то поступает в достаточном объеме. Она продает товар другой – со своей наценкой не выше 10%. Та – третьей. Вот так друг другу и гоняют. А когда спрашиваешь их, почему цена такая сумасшедшая, те отвечают: мы не повышали больше чем на 10%. Почему служба экономических расследований этим не занимается? Это же явная коррупционная цепочка!
– Ирина Владимировна, на прошлой неделе вы сказали, что проедете по моргам.
– Нас, волонтеров, туда не пустили. Сказали, что это очень опасно. Моргами занялись специальные службы. В том числе и антикоррупционные. Была информация: если люди хотят забрать тело умершего родственника, то только за деньги. Сумма, как выяснилось, от 400 до 700 тыс. тенге.
Я понимаю, что там не все хапуги, что там реально тяжелые и опасные условия работы. Но даже до пандемии там холодильников не хватало. А сегодня кто-то наживается на смертях сограждан. В этой сфере тоже нужны радикальные перемены.
– То есть уже сейчас…
– Да-да, уже понимаю, какие изменения надо внести в некоторые законы. Наметки есть.
– Как вы видите развитие ситуации в ближайшие месяц-два?
– Наши эпидемиологи еще той, советской, школы, говорят о больших нарушениях внутрибольничного регламента. Это не только о самодисциплине. Это определенные требования и правила по работе с инфекционными больными. Должна быть вентиляция. Помещения – разбиты на зоны: «красная», «желтая», «зеленая». Все передвижения по ним врачей, больных, техперсонала должны быть отрегулированы. Там много чего еще. Я биолог по образованию и кое-какие процессы понимаю, отец у меня ученый-биолог. И вот специалисты сказали, если такого порядка не будет, эта зараза будет расползаться дальше. 27 врачей уже умерли. Это о чем-то говорит?
– Кто-то же сказал, что они сами виноваты? А кого-то из живых даже уволили.
– Да, есть документы, которые четко прописывают, что должны делать врачи в том или ином случае. Да, эти протоколы были нарушены. Потому что за 20 лет эпидемиологическая служба Казахстана была разрушена. Госпожа Молдагасимова (Айзат Балтагуловна, руководитель Научного центра гигиены и эпидемиологии Алматы – прим. ред.) даже заявила, что врачи специально заразились – это запредельный уровень цинизма! За такие слова ей не место в медицине. Она должна уйти!
Эпидемиологи сказали мне, что есть сценарии, как нужно поступать в таких случаях, как быстрее локализовать инфекцию. Но кто их слушает? Когда я первый раз обратилась к Биртанову (Елжан Амантаевич, экс-министр здравоохранения – прим. ред.), убедилась: все его взгляды только за рубеж. А я верю нашим ученым. И знаю, что они могут сделать многое. Уже сейчас можно перепрофилировать студентов пятых курсов медвузов. Президент же сказал, что мы все находимся в состоянии войны. И надо признать, что вирусы пока сильнее нас. Потому что они древние, пережили динозавров и мамонтов. Только наука и правильные действия – вот наше оружие в этой войне.
– Недавно один врач сказал: если бы хотя бы на 5 дней все надели маски и чаще мыли руки, мы разорвали бы эту цепочку заражений.
– А у нас опять начали проводить тои. В «Арасане», еще где-то. Да не нужно церемониться! Положен штраф 83 тыс. тенге – плати. Дорого? А жизни близких не дороже? Хозяина заведения, где той проходил, тоже оштрафовать. У меня двоюродный брат погиб… Кто-то же его заразил? Возможно, и он кого-то тоже… Всех гостей тоя и организаторов его – штрафовать! А как прекратить поток смертей?
– Ирина Владимировна, кто-то же из ваших коллег-депутатов сказал, что разносчика заразы надо приравнять к преступнику. Потому что он сам орудие убийства и угрожает здоровью и жизням граждан.
– Только так и надо трактовать такое поведение!
– Сегодня была в Институте инфекционных болезней. Там очень сильная группа ученых активно работает над определенным лекарством.
– Уже есть казахстанская вакцина? Я вас правильно понял?
– Пока не могу сказать. Не уполномочена. Скоро узнаете… Но еще я должна сказать, что чиновники всех рангов должны понимать, что раз они выбрали такой путь в жизни, должны служить народу, а не закрываться от него в своих кабинетах. Не бояться брать на себя ответственность. Боишься – уйди! Я боюсь открывать «Фейсбук». Каждый день сообщения о смерти чьих-то близких. И еще мы забыли о частной медицине! Господи, прости Биртанова! Помощь он ждал только от Запада. И запретил работать нашим частным медицинским центрам с больными коронавирусной инфекцией.
– А они готовы лечить “ковидников”?
– В Алматы несколько таких центров выразили желание. У них есть все что нужно. В Германии, например, частники разобрали пациентов и снизили нагрузку на федеральные клиники.
– У нас эта схема не работает?
– Один частник, у которого есть лицензия на лечение инфекционных болезней, пришел к г-ну Бекшину (Жандарбек Мухтарович, главный санитарный врач Алматы – прим. ред.) с таким предложением. А тот ему: этого не может быть! Потом этот частник пошел к руководителю алматинского подразделения фонда медицинского страхования. Тот ему: у нас нет денег для вас. А человек уже все оборудование и препараты купил – с реанимацией, палатами на одного человека и кислородом к каждому месту. Я была там, все видела… Вчера разговаривала с Цоем (Алексей Владимирович, министр здравоохранения РК – прим. ред.) по телефону. Сегодня утром он позвонил этому частнику и сказал, что полностью его поддерживает. И что клинику надо открыть для пациентов с COVID. Только после этих звонков управление здравоохранения «проснулось». Замакима Алматы тоже выступил в поддержку.
– Ирина Владимировна, получается, вы без выходных работаете?
– Конечно. А вот склады «СК-Фармация» по субботам-воскресеньям отдыхают. Аптеки дают заявку в пятницу, но товар получают в лучшем случае в понедельник после обеда.
– Так президент же сказал, что мы на войне!
– А у кого-то обед всегда по расписанию.
– Кто-то из ваших коллег вместо парламентских каникул пошел по вашим стопам?
– Некорректный вопрос. Есть люди, которые уже работают в регионах. Они мало говорят, но много делают.