В регионах Китая власти разрешили ставить небольшие торговые палатки тем, кто потерял работу в связи с пандемией. В крупных городах пока не готовы сделать «шаг назад», поскольку торговцы на улице «портят имидж государства как передовой сверхдержавы».
Идея выпустить на улицы городов миллионы уличных торговцев начала обретать популярность еще в мае. Премьер-министр Китая Ли Кэцян — второй по значимости чиновник после президента Си Цзиньпина — похвалил город Чэнду за создание в одночасье 100 тыс. рабочих мест за счет десятков тысяч уличных киосков. Там обычно продают еду, свежие овощи, одежду и игрушки. Ли назвал это «старым, но простым решением надвигающегося кризиса в сфере занятости».
Правительство должно приложить больше усилий для создания новых рабочих мест, «ломая стереотипы», сказал Ли.
«В Китае рабочая сила составляет 900 млн человек. Без рабочих мест это 900 млн ртов, которые необходимо кормить. С рабочими местами 900 млн пар рук могут создать огромное богатство».
Свое заявление Ли сделал в напряженное время для второй по величине экономики мира. С января по март ВВП Китая сократился впервые за десятилетия. Уровень безработицы также ухудшился с начала пандемии коронавируса.
По неофициальным данным, до 80 млн человек остались без работы с начала весны
При этом до начала пандемии власти заявили, что им необходимо создавать около 11 млн новых рабочих мест каждый год, чтобы обеспечить постоянную занятость.
Однако реакция на риторику Ли в китайских государственных СМИ была жесткой.
«Приток уличных торговцев в крупных городах будет «нецивилизованным», пишет государственная телекомпания CCTV.
Канал раскритиковал идею, не упоминая премьера, как «возвращение на несколько десятилетий назад».
В свою очередь Пекинская ежедневная газета, официальное издание правительства города, опубликовала несколько статей, в которых торговые уличные палатки поданы как «шумные, мешающие и способные запятнать имидж столицы и имидж нации».
Идея продавцов, наводняющих улицы высокотехнологичных мегаполисов, таких как Шанхай и Шэньчжэнь, вызвала споры в Китае. В основном потому что Пекин потратил годы на развитие имиджа страны как передовой мировой сверхдержавы. Политика президента Си подтолкнула страну к конкуренции с Соединенными Штатами за влияние — с затратами в миллиарды долларов в технологии будущего.
«Уличный хокинг — это то, что Си не любит. Ведь это бросает тень на образ успешного и красивого Китая, который он любит демонстрировать», — сказал профессор Стив Цанг, директор Китайского института SOAS в Школе восточных и африканских исследований Лондонского университета.
Сам Си в последние недели повторил свою приверженность к высокотехнологичным решениям экономических проблем Китая.
«Необходимо приложить усилия для продвижения инноваций в науке и технике и ускорения развития новых стратегически важных отраслей», — заявил Си в мае на встрече с политическими советниками, сообщает государственная телекомпания CGTN.
Однако Сяобо Лю, профессор политологии в колледже Барнарда Энн Уитни Олин, считает, что идея Ли имеет свои плюсы. Китай поставил цель — ликвидировать бедность к концу этого года. А уличная торговля, по мнению профессора, даст людям, особенно находящимся на черте бедности, «найти способ выжить».
Реакцией Китая на мировой финансовый кризис 2008-2009 стали крупные инвестиции в дороги, аэропорты и высокоскоростные железнодорожные линии. Но в этот раз такая стратегия может не сработать.
«Во многих аспектах, даже измеряемых в расчете на душу населения, Китай достиг мирового лидирующего статуса» в области инфраструктуры, — писал ранее в своем отчете Чжу Нин, профессор финансов в Шанхайском университете Цзяо Тонг. — Поэтому его потребность в инфраструктуре сильно изменилась по сравнению с 2008 годом».
Тан Минь, советник китайского правительства, недавно заявил, что уличный хокинг не только создаст рабочие места, но и решит проблему переполненности помещений в условиях продолжающейся пандемии.
«Но он не может заменить «обычную» экономику — то, что можно продавать или покупать на улицах, очень ограничено, — сказал Тан. — Правительство не может позволить этому расти беспрепятственно — это должно регулироваться, поскольку мы продолжаем экспериментировать и исследовать этот вариант».
«Ли пытается решать насущные проблемы с помощью реалистичного подхода», — сказал Вилли Лэм, адъюнкт-профессор Центра исследований Китая при Гонконгском университете.
По его словам, хотя
подход уличных торговцев не идеален, лучшей альтернативы для создания большого количества рабочих мест за короткий промежуток времени может не быть
Бурные обсуждения плюсов и минусов уличной торговли идут в основном в крупнейших городах. Но в менее процветающих регионах власти спокойно продвигают эту идею. Ланьчжоу, столица северо-западной провинции Ганьсу, на прошлой неделе объявил о планах установить около 11 тыс. палаток уличной торговли. Планируется, что это создаст как минимум 300 тыс. рабочих мест.
Чанчунь, столица северо-восточной провинции Цзилинь, тоже пропагандирует эту идею. В начале июня глава коммунистической партии провинции посетил уличные продуктовые лавки в Чанчуне и похвалил бизнес за «низкий барьер входа» для людей, которые просто хотят найти работу.
«Уличные киоски в действительности не исчезнут полностью, — сказал Лэм, профессор Китайского университета в Гонконге. — Скорее всего мы снова увидим расцвет уличной торговли в китайских городах и провинциях. По крайней мере до той поры, пока безработица остается главной проблемой Китая».