Пандемия подрывает доверие населения к властям, заявила социолог Гульмира Илеуова на экспертной онлайн-конференции «Россия и Центральная Азия: усилия после пандемии». А это, кстати, может усилить протестный потенциал.
Первым делом социолог отметила, что пора проводить «зрелую информационную политику». Население нужно обучать, чтобы паникующие и некомпетентные сограждане не мешали и без того сложной работе медиков и лечебных учреждений. При этом инфополитика эта должна быть единой и Казахстана и России, поскольку «инфополе во многом пересекающееся.
Особо отметила, что пресловутой панике способствуют масс-медиа, раздувающие «инфопандемию».
— Информационная волна, сопровождавшая распространение КВИ, была настолько мощной, что от нее не было никакой возможности защититься. Причем
информация подавалась таким образом, что исход новой болезни только один – смерть человека, без вариантов
Пандемия коронавируса — репетиция передела мира — Своик
Следует обратить внимание, что источником шокирующей информации для Казахстана был совсем не Китай. И что не характерно, не Россия, а благополучная, передовая во всех смыслах Европа. Мол, если уж в Италии такое творится, то что может быть у нас! , — заявила Илеуова.
Затронула она и состояние казахстанского здравоохранения. Ситуацию здесь накануне прихода коронавируса она описала, как «бесконечную реформу». То вводили обязательное медстрахование, то устраивали оптимизацию при подготовке медицинских кадров и тому подобное. Но при этом, считает Илеуова,
не появилось понимания, какую именно модель здравоохранения реализуем
Соответственно, нет и обсуждения.
— Отсутствие нормальной медицинской профессиональной среды привело к неспособности сейчас к выработке отечественными специалистами экспертной точки зрения по поводу развития эпидситуации. В итоге,
медицинские чиновники просто сидели и ждали, какой алгоритм пропишет ВОЗ и международные эксперты,
— заявила эксперт.
Чем опасны бессимптомно болеющие коронавирусом, объяснили в ВОЗ
Правда, она отметила, что » почти все страны мира оказались в подобной ситуации».
— Но ведь выходить из этого медико-политического кризиса придется каждой стране самостоятельно. Уже сейчас видно, что казахстанская система здравоохранения, особенно в ее кадровом отношении, если и выдерживает, то с огромными трудностями. В отставку ушли или были уволены главные врачи инфекционных больниц, главные санитарные врачи регионов, начальники областных и районных управлений здравоохранения, не говоря о том, сколько врачей и медицинских работников ушли или точно решили уйти из профессии, — утверждает Илеуова.
Эксперт напомнила, что благодаря жесткому карантину в марте-мае нам удалось избежать повального заражения. Но складывается впечатление, что возможности государства для помощи населения уже на исходе.
— При этом
вопрос вызывает результативность и эффективность всех потраченных средств,
насколько их расходование было адекватным в региональном разрезе, какова была коррупционная рента? Так что впереди нас ждет много разбирательств, — сказала Илеуова.
Социолог считает, что в результате пандемии у населения становится все меньше доверия к действиям властей. Госорганы «заняли удобную позицию» и утверждают, что основная причина заболеваемости — нарушение гражданами карантинных мер.
Но при этом растет уровень заражений среди чиновников, в том числе и высокопоставленных
— Заставив население уповать исключительно на роль государства в борьбе с вирусом, а сейчас отказывая заболевшим в медпомощи, тестировании в связи с переполненностью медучреждений и пунктов диагностики, и таким образом демонстрируя неэффективность и слабую прогностическую функцию, государство рискует повысить градус социального недовольства с далеко идущими негативными последствиями. Я даже не беру здесь общее ухудшение социально-экономической обстановки в стране. А обращаю внимание на то, что при проведении социсследований на вопрос, что может спровоцировать вас на протестные действия,
одной из главных причин называлась медицинская – халатность и безответственные действия врачей и медработников
Так что нужно быть всем настороже, — предупредила Илеуова.