Проект поправок по налогообложению скорее похож на экстренные меры по пополнению бюджета. Без учета долгосрочных последствий.
Финансовый консультант Расул Рысмамбетов считает, что в целом изменения в налогообложении убирают ряд лазеек и поспособствуют росту налогооблагаемой базы. И это хороший знак. Но при этом большинство предложений вызывают вопросы. Складывается впечатление, что инициаторы просто применили подход «по сусекам наскрести».
— Хорошая поправка по перечислениям в офшорные юрисдикции. Однако хотелось бы подробнее узнать, какие списки юрисдикций имеются в виду. Например, затронет ли это нацкомпании.
Опасно низко – в три раза – предлагается снизить порог постановки на учет по НДС. Именно эта мера четко показывает, что разработчики поправок не совсем понимают реальную ситуацию с бизнесом и не принимают во внимание ослабление тенге.
Сейчас от решения по НДС во многом зависит, погубим мы малый бизнес, который и без этого дышит на ладан, или дадим ему жить.
Не совсем понятно предложение обложить налогом субсидирование процентных ставок. То есть
государство одной рукой дает деньги на субсидии, а другой снимает с них налоги?
Однозначно хорошей мерой является пересмотр соглашения о распределении таможенных поступлений в рамках ЕАЭС. Но смогут ли продавить это в совете Союза, неизвестно.
Спорным выглядит предложение по поэтапной консолидации внебюджетных фондов – ЕНПФ, ГФСС, ФСМС.
Здесь очень опасно звучит фраза «увеличить возможности для финансирования экономики за счет аккумулированных средств»
Как это собираются делать без повышения эффективности госинвестиций?
Можно объединить все фонды и поставить одного сторожа. Однако не исключено, что эта мера направлена на облегчение финансирования проектов, которые правительство начинает, не узнав мнение общества.
Впрочем, не думаю, что это трагедия – все равно это скорее не долгосрочный подход, а антикризисный. А значит,
надо ждать второй волны налоговых поправок
С точки зрения стратегии, если мы хотим ввести какие-то меры по стимулированию развития регионов, может стоит больше подумать о разделении местных и центральных налогов?
То есть назрел момент пересмотреть Налоговый кодекс целиком в сторону упрощения. Слишком много в нем исключений и различий в толкованиях тех или иных норм.