Pax Sinica – по аналогии с Pax Americana («Американский мир») и «Русским миром» – «Китайская Ойкумена». В Фонде Карнеги говорят об опасном распространении влияния и присутствия Китая.
Статья, опубликованная на сайте фонда Карнеги, богата на фактаж и статистику, которые, мы и наши читатели знаем не хуже экспертов фонда. Приводимые в материале данные и сведения должны побудить политиков Запада начать действовать в нашем регионе, чтобы не дать Китаю создать «Китайскую Ойкумену на границе Русского мира».
Россия не может конкурировать с Китаем в Центральной Азии. Экономическая структура самой России слишком идентична экономикам государств региона, чтобы дать России возможность стать крупным покупателем сырья.
Первичная роль России в Центральной Азии – это военный стабилизирующий фактор. Руководители государств Центральной Азии хотели бы сохранить присутствие России как противовес Китаю.
Это создает следующую конфигурацию –
Китай весьма активно принял на себя ответственность за экономическое развитие региона и покупку его ресурсов, но Россия остается главным гарантом безопасности
– через ОДКБ и ввиду собственной мощи.
Этот расклад не только удобен странам региона – он удобен Китаю. Интересы России и Китая в регионе в целом больше совпадают, нежели вступают в конфликт.
Центральная Азия всегда ощущала необходимость поддерживать баланс внешних влияний и всегда работала на поддержание такового. Сегодня многие страны мира имеют собственные формы для сотрудничества с регионом:
Когда-то Штаты играли важную роль в регионе. Сегодня они могут только реагировать на отдельные события. У Вашингтона более не имеется концепции активной политики в отношениях с Центральной Азией. Официальный
визит госсекретаря США Майка Помпео в Казахстан и Узбекистан в начале февраля 2020 только в очередной раз это подтвердил
Это был первый за последние пять лет официальный визит высшего лица в деле реализации внешней политики США в регион, и он был практически целиком сосредоточен на Китае.
Г-н Помпео предупредил страны региона о растущем влиянии Китая и посоветовал быть осмотрительными в инвестиционных отношениях с ними. Также он призвал страны Центральной Азии громче выступать против политики руководства Китая в СУАР.
Узбекистану Госсекретарь США обещал выделение 1 миллиарда долларов США на реформирование финансового сектора.
«Мы это делаем, потому что Соединенные Штаты являются настоящим другом и партнером Узбекистана» — сказал он на пресс-брифинге в Ташкенте.
Одновременно с этим, гранты, выделенные Китаем Казахстану, Кыргызстану, Таджикистану и Узбекистану в 2016 превысили 1,5 миллиарда долларов США.
Страны ЕС и США не в состоянии играть роль альтернативы Китаю – ни в инвестициях, ни в торговле. И хотя ЕС сейчас является одним из основных инвесторов в регион, баланс перетягивается в сторону Китая.
Запад не может также организовать здесь свое военное присутствие – эти попытки натолкнутся на сопротивление Москвы и Пекина. Да и в любом случае, местные правительства взирают на западное военное присутствие с осторожностью.
Имеются подозрения, что присутствие НАТО в регионе в 2000-е г.г. было мотивировано конкуренцией с Россией. Страны НАТО географически удалены от Центральной Азии и потому имеют меньше интересов в поддержании его стабильности, нежели Китай и Россия.
Рост китайского влияния в регионе и его распространение в экономике и сфере безопасности, культуре провоцирует отторжение. Пекин будет и далее наталкиваться на рост сопротивления, в связи с чем: