Психолог Лилия Мустафина рассказала, какие слова выбросить из лексикона, как правильно составить резюме и что предпринять, чтобы больше зарабатывать.
— Резюме не должно быть однотипным. Его нужно писать под конкретного работодателя, то есть не надо ограничиваться строчками хронологии:
родился, учился, работал и так далее. Это резюме холодное и бездушное
Когда предприятие ищет сотрудника, такие приходят десятками, а то и сотнями. Ваше должно выделятся из общей массы. То есть надо написать так, чтобы работодатель, взяв его в руки, сразу понял, что именно этого человека он искал всю свою жизнь. Чтобы у него сложилось ощущение, что вы учились и жили только для того, чтобы работать именно здесь.
Для этого нужно лишь как можно больше узнать о самом предприятии и своих функциональных обязанностях. Однако в резюме надо писать только правду.
Я советую обязательно указывать ожидаемый уровень зарплаты. Это говорит работодателю, что соискатель профессионал и знает себе цену
Но сумма должна быть реальной. Нужно изучить рынок, среднюю зарплату в вашем регионе по вашей специализации и исходить из этих данных — пожелания должны быть уместны.
Самая распространенная ошибка — и даже не ошибка, а скорее линия поведения — это неуверенность. То есть когда человек пришел искать работу, но сконфужен, не уверен в себе, зажат. При таком поведении у работодателя на подсознательном уровне появляются сомнения в уровне квалификации и способностях потенциального сотрудника.
В ваших ответах на собеседовании не должно быть слова «нет». Оно часто встречается как слово-паразит.
Например вопрос:
«Знакома ли вам эта система?»
Ответ:
«Нет, я конечно с ней сталкивался, ну я попробую».
В результате у работодателя складывается негативное впечатление.
Нужно исключить из лексикона частицу «не» — «я не уверен», «я не думаю», «я не знаю». Подобные фразы придают ответам оттенок неуверенности. Нужно подбирать ответы без этой частицы.
Например:
вместо «я не совсем знаком с этой сферой, но думаю что справлюсь», ответить: «Мне нужно две недели, чтобы я это освоил».
То есть
смысл тот же, но работодатель получает совсем другой, позитивный, посыл
На собеседовании тебя встречает либо руководитель, либо департамент HR. Оценивать тебя начинают с первой минуты. Поэтому для коммерческой структуры или банка будут неуместны рваные джинсы или спортивный костюм, а для финтес-центра — деловой стиль.
Кроме того, нужно помнить, что ты находишься под пристальным наблюдением. Опытный руководитель HR-департамента моментально считывает все твои невербальные сигналы. Поэтому
нужно смотреть не в пол, а в глаза, стараться, чтобы взгляд не бегал — это признак неуверенности
На вопросы надо отвечать четко, ясно, и самое главное, не пытаться произвести наигранное хорошее впечатление. Нужно просто быть собой.
В таком случае нужно напомнить о себе. Но только один раз. Бывает, что именно твое резюме могло потеряться. Сделав один звонок, ты не будешь выглядеть назойливым, а с себя снимешь фактор неопределенности — отказали здесь, значит можно искать другое место.
А вообще, при поиске работы нужно планировать посещение двух-трех компаний. На очередном собеседовании это придаст чувство внутренней уверенности, что это не последняя соломинка, за которую вы пытаетесь ухватиться.
Подобным образом нужно вести себя на каждом собеседовании. Но одно дело, когда наличие вариантов действительно существует, и совсем другое, если это нужно изображать искусственно. Те, кто проводит собеседование, могут почувствовать в вашем поведении что-то наигранное.
О повышении зарплаты нужно просить.
Но только в том случае, если ты можешь доказать руководству, что вложил очень много сил, решил какие-то задачи, повысил производительность труда, принес доход компании. И делать это лучше в третьем — четвертом квартале года, когда формируется бюджет на новый год.
Если ты принес компании прибыль, это нужно доказать какими то документами. То есть для того чтобы говорить, что в этом месяце или квартале ты достиг таких-то результатов, нужно иметь четкое обоснование.
Если тебе дают новую должность или расширяют полномочия, и ты понимаешь, что будешь дольше засиживаться на работе, надо задать вопрос, что, мол, моя эффективность будет повышена на 30-40%, как это отразится на моем окладе?
Есть такая пословица: «Пока дитя не плачет – мать не разумеет». Руководство не поймет, что тебе нужно повысить зарплату, пока ты сам об этом не скажешь.