Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
449
-1.43
EUR
484
-3.48
RUB
4.86
0.00

Доходы железной дороги от пассажиропотока упали вдвое. КТЖ тонет?

482
Фото: © CC0

Несмотря на карантинные ограничения, повлиявшие на работу предприятий и объектов торговли по всему Казахстану, а также сокращение внешней торговли, грузооборот казахстанского железнодорожного транспорта вырос.

По данным Комитета по статистике, в январе-мае 2020 года в республике по ЖД-путям было перевезено 118,8 млрд т*км. По сравнению с аналогичным периодом 2019 года объем вырос на 3,4%.

Общий объем грузоперевозок всеми видами транспорта по итогам 5 месяцев составил 229,5 млрд т*км, уменьшившись за год на 2,9%.

Таким образом,

на долю ЖД-транспорта пришелся 51,8% от общего объема

Наибольший прирост грузооборота произошел в городах республиканского значения.

  • В Алматы показатель вырос на 51,7% (до 4,8 млрд т*км)
  • Нур-Султан – на 62,7% (до 11 млрд т*км)
  • Шымкент – на 91,3% (до 3,1 млрд т*км)

Однако сразу в 9 регионах показатели оказались ниже прошлогодних

Сильнее всего грузооборот упал в Западно-Казахстанской области – до 26,3% от уровня января-мая 2019. В Мангыстауской области показатель составляет 65,9%, в Алматинской – 67,4%, Туркестанской – 67,9%.

Также обращает на себя внимание сокращение показателей Карагандинской области – этот регион является лидером по грузообороту (свою роль играют и выгодное географическое положение, и большая территория, и развития промышленность). За год показатель немного, но все же упал – на 0,6%, до 16,1 млрд т*км.

Если говорить только о весе перевезенных грузов (и не учитывать расстояние, на которое они доставляются), объем составил 164,1 млн тонн.

И это также рост – по сравнению с январем-маем 2019 года показатель увеличился на 3% (общий показатель по всем видам транспорта снизился на 6,9% — до 1,42 млрд тонн).

В разрезе регионов ситуация схожая с грузооборотом: наибольший рост в городах-миллиониках, наибольшее снижение – на западе республики.

Больше 40% всех пассажиров обеспечивает Нур-Султан

Нарастив показатели в перевозке грузов, железная дорога потеряла в перевозке пассажиров.

В этом отношении ЖД проигрывает всем другим видам транспорта. По итогам пяти месяцев

число пассажиров составило 5 млн 051,1 тыс. человек – это лишь 58,2% от уровня за аналогичный период предыдущего года

Большее снижение отмечается только в морском и прибрежном (36,4%) и внутреннем водном транспорте (23,7%).

Сокращение показателей пассажирооборота оказалось еще более сильным, составив лишь 53,9% от уровня предыдущего года.

Объем в январе-мае 3,76 млн п*км (пассажирокилометров). Это, к примеру, в 5,6 раз меньше показателей такси и лишь немногим больше показателей воздушного транспорта (3,35 млн п*км).

44% всех перевезенных пассажиров приходится на Нур-Султан — с начала года 2,25 млн человек. Впрочем, это на четверть меньше показателей января-мая 2019 года. Но и такое снижение далеко не самый худший вариант.

Лишь в трех регионах Казахстана количество ж/д пассажиров за год упало менее чем на треть – помимо столицы это Шымкент (-7,2%, до 73,9 тыс.) и Жамбылская область (-32,9%, до 260,9 тыс.). Регионов с падением показателя примерно втрое гораздо больше:

  • Алматинская область (32,2% от уровня предыдущего года, до 101,5 тыс.)
  • Западно-Казахстанская область (29,1%, 34,9 тыс.)
  • Мангыстауская область (31,1%, до 77,4 тыс.)
  • Северо-Казахстанская область (35,7%, до 74 тыс.)
  • Туркестанская область (35,1%, до 46,3 тыс.)

Доход от перевозки пассажиров упал на 21 млрд

Часть информации по доходам ЖД-компаний Комитет по статистике не выкладывает в свободном доступе, называя ее конфиденциальной. Однако некоторые данные в бюллетенях все же есть. И они позволяют представить примерное положение дел.

  • Доходы предприятий от ж/д перевозок по итогам 5 месяцев — 377,8 млрд тенге (данных за 2019 год нет). Это треть от общего объема доходов транспортных предприятий.
  • Основной доход приходится на перевозку грузов – 356,9 млрд, на 4,9% больше, чем в январе-мае 2019. Доход от этой деятельности в мае 2020 оказался на 11,3% ниже, чем в аналогичном месяце предыдущего года (но точных цифр нет).
  • Перевозка пассажиров принесла 20,9 млрд тенге. Из них всего 20,7 млн в мае и 248,3 млн в апреле. Для сравнения: в мае 2019 доходы составляли 7,7 млрд – в 370 раз больше нынешних показателей. Всего по итогам пяти месяцев доходы от пассажироперевозок упали вдвое.
© «365 Info», 2014–2024 info@365info.kz, +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter