Судя по данным Комитета по статистике, КТЖ предпочитает работать с грузами, а не заниматься развитием отрасли пассажирских перевозок.
Несмотря на карантинные ограничения, повлиявшие на работу предприятий и объектов торговли по всему Казахстану, а также сокращение внешней торговли, грузооборот казахстанского железнодорожного транспорта вырос.
По данным Комитета по статистике, в январе-мае 2020 года в республике по ЖД-путям было перевезено 118,8 млрд т*км. По сравнению с аналогичным периодом 2019 года объем вырос на 3,4%.
Общий объем грузоперевозок всеми видами транспорта по итогам 5 месяцев составил 229,5 млрд т*км, уменьшившись за год на 2,9%.
Таким образом,
на долю ЖД-транспорта пришелся 51,8% от общего объема
Наибольший прирост грузооборота произошел в городах республиканского значения.
Однако сразу в 9 регионах показатели оказались ниже прошлогодних
Сильнее всего грузооборот упал в Западно-Казахстанской области – до 26,3% от уровня января-мая 2019. В Мангыстауской области показатель составляет 65,9%, в Алматинской – 67,4%, Туркестанской – 67,9%.
Также обращает на себя внимание сокращение показателей Карагандинской области – этот регион является лидером по грузообороту (свою роль играют и выгодное географическое положение, и большая территория, и развития промышленность). За год показатель немного, но все же упал – на 0,6%, до 16,1 млрд т*км.
Если говорить только о весе перевезенных грузов (и не учитывать расстояние, на которое они доставляются), объем составил 164,1 млн тонн.
И это также рост – по сравнению с январем-маем 2019 года показатель увеличился на 3% (общий показатель по всем видам транспорта снизился на 6,9% — до 1,42 млрд тонн).
В разрезе регионов ситуация схожая с грузооборотом: наибольший рост в городах-миллиониках, наибольшее снижение – на западе республики.
Нарастив показатели в перевозке грузов, железная дорога потеряла в перевозке пассажиров.
В этом отношении ЖД проигрывает всем другим видам транспорта. По итогам пяти месяцев
число пассажиров составило 5 млн 051,1 тыс. человек – это лишь 58,2% от уровня за аналогичный период предыдущего года
Большее снижение отмечается только в морском и прибрежном (36,4%) и внутреннем водном транспорте (23,7%).
Сокращение показателей пассажирооборота оказалось еще более сильным, составив лишь 53,9% от уровня предыдущего года.
Объем в январе-мае 3,76 млн п*км (пассажирокилометров). Это, к примеру, в 5,6 раз меньше показателей такси и лишь немногим больше показателей воздушного транспорта (3,35 млн п*км).
44% всех перевезенных пассажиров приходится на Нур-Султан — с начала года 2,25 млн человек. Впрочем, это на четверть меньше показателей января-мая 2019 года. Но и такое снижение далеко не самый худший вариант.
Лишь в трех регионах Казахстана количество ж/д пассажиров за год упало менее чем на треть – помимо столицы это Шымкент (-7,2%, до 73,9 тыс.) и Жамбылская область (-32,9%, до 260,9 тыс.). Регионов с падением показателя примерно втрое гораздо больше:
Часть информации по доходам ЖД-компаний Комитет по статистике не выкладывает в свободном доступе, называя ее конфиденциальной. Однако некоторые данные в бюллетенях все же есть. И они позволяют представить примерное положение дел.