Выходов из ситуации не так и много: не добывать нефть, сжигать или платить тому, кто может ее забрать.
Падение мирового спроса на нефть привело к невиданным ранее ситуациям. В хранилищах и танкерах с начала года осело более 700 млн баррелей, на которые нет покупателей. Причем половина этого объема — за последние четыре недели.
И каждый день нефти становится больше — добыча значительно превосходит спрос. При этом,
по оценкам Goldman Sachs, всевозможные хранилища для крупных объемов закончатся в ближайший месяц
На днях Южная Корея уже перестала сдавать в лизинг свои хранилища иностранным компаниям и трейдерам. При этом общий объем сдаваемых емкостей занимает 38 млн тонн. Ожидается, что завершаемые контракты продлеваться не будут – корейские власти отдадут освободившиеся объемы под нужды местных компаний. Поэтому иностранные арендаторы вынуждены в спешном порядке искать покупателей на сырье.
В итоге сложилась уникальная ситуация – в качестве складов используются десятки танкеров, фрахт которых стоит десятки тысяч долларов в день. Каждый десятый супертанкер класса VLCC, способный нести до 2 млн баррелей, плывет в никуда.
Нефть дорогой уже не будет: что делать Казахстану?
Около Калифорнии дрейфуют более 20 судов (суммарно – около 20 млн баррелей). В Северо-Западной Европе – более 30. Лидером по количеству простаивающих танкеров является Сингапур – более 100 судов, под завязку загруженных нефтью.
Логистическими проблемами во многом и объясняются такие парадоксальные ситуации, как падение стоимости WTI до минус 40 долларов. Эксперты предупреждают – чем больше заполняются хранилища, тем больше вероятность увидеть подобную ситуацию снова. Причем не только с североамериканской нефтью, но также с Brent, российским Urals и другими сортами.
Собственно, какого-то выхода из ситуации сейчас нет. Только надежда на рост спроса. Страны в большинстве своем постепенно ослабляют карантинные меры, что должно привести к увеличению потребности в сырье. Но
в ближайшие недели это вряд ли поможет – на восстановление экономик нужно гораздо больше времени
Второй фактор, который может повлиять на ситуацию – сокращение мировой добычи. То есть соглашение ОПЕК++, которое вступит в силу 1 мая.
Но, во-первых, это не значит, что в этот день мировая добыча упадет почти на 10 млн баррелей (об этом договорились страны мира). Во-вторых, даже если это случится, предложение будет превышать спрос. То есть потребность в хранилищах будет расти, хоть и меньшими темпами.
Главным бенефициаром заключенного несколько недель назад договора ОПЕК++ выглядит Саудовская Аравия. Считалось, что главная цель королевства – поддержание любой высоких цен на нефть, от которых напрямую зависит бюджет страны. Но сами саудиты, видимо, выбрали иной путь – избавиться от конкурентов и забрать себе как можно большую долю мирового рынка.
Пользуясь низкими ценами на сырье и последовавшим за этим обвалом котировок ведущих мировых компаний, Саудовская Аравия приобрела доли в норвежской Equinor, англо-голландской Royal Dutch Shell, французской Total и итальянской Eni.
Огромные скидки, которые саудиты предлагают клиентам, помогли им укрепиться на рынке Европы. По всей видимости это произойдет и на азиатском направлении. Ну и главное – Саудовская Аравия начисто переигрывает Россию. И с каждым днем свидетельств этого все больше.
По данным Refinitiv Eikon, общий объем поставок саудовской нефти в Европу в апреле составит 29 млн баррелей и будет рекордным с августа 2016 года.
Россия вообще пока выглядит главной жертвой соглашения. В середине апреля каждый баррель, проданный через Приморск, приносил российским компаниям 8,13 доллара убытка, а через Новороссийск — $6,51. В мае экспортная пошлина будет снижена в 7,6 раз, но по расчетам аналитиков, это позволит лишь выйти на безубыточный уровень – выгоды от экспорта не будет.
Впрочем, и этих отгрузок будет все меньше. По данным агентства Argus, в мае поставки сорта Urals из морских портов упадут почти в два раза и будут минимальными с декабря 2014 года. За месяц нефтяники экспортируют 1,24 млн баррелей в сутки — на 885 тысяч меньше, чем в апреле.
Согласно условиям договора ОПЕК++, Россия должна сократить добычу на 23% ( 2,7 млн баррелей в сутки). Окончательного решения, как это сделать, до сих пор нет. Квоты между компаниями не распределены («Роснефть», крупнейшая компания российского рынка, не соглашается на предложенные нормы), поэтому до сих пор не ясно, какие месторождения будут остановлены.
По мнению участников рынка, первыми под заморозку попадут наименее рентабельные проекты. Вот только многие из них окажутся потерянными навсегда – запустить их снова просто не получится по многим причинам.
Поэтому не исключен вариант, при котором нефть будет качаться и… тут же сжигаться. Это принесет потери прямо сейчас, но позволит моментально получать нефть при стабилизации ситуации.
Особенно это может быть актуально на старых месторождениях, где возобновлять запуск добычи будет экономически невыгодно. В труднодоступных районах она осложняется логистическими и технологическими проблемами.