Доверие населения к минздраву под большим вопросом: карантин обнажил слабые места. А тут еще министерство запустило новую инициативу…
Прошлогодним планам минздрава создать единого оператора в области здравоохранения на базе ликвидируемого Национального научного центра онкологии и трансплантологии суждено сбыться. Ведомству дали зеленый свет.
ТОО «Turar Healthcare» со 100% участием государства в уставном капитале будет отвечать за строительство новых 16 больниц вместо сносимых 40.
Вопросы у общества вызывает как появление новой ТООшки, пусть даже государственной, так и планов по строительству. Своевременны ли они и не возникнет ли новых сомнительных схем по освоению бюджетных средств? Вот что об этом думает политолог Данияр Ашимбаев.
— Не кажется ли вам, что обрастание госорганов некими операторами в виде ТОО выглядит попыткой чиновников снять с себя все обязательства?
— Понять логику управленческих решений минздрава очень сложно. Как с точки зрения организации процесса здравоохранения, так и с позиции повышения качества обслуживания населения. Ни по одному пункту особого прогресса мы не наблюдаем.
Несмотря на это, министерство взяло курс на реформы. И направлены они, на мой взгляд, на коммерциализацию медицины
В частной медицине ничего плохого нет, кому-то даже удобнее пользоваться ее услугами. Минусом является то, что государство в лице управленцев в области здравоохранения шагает в сторону расширения коммерческого подхода по всем вопросам.
Несколько лет назад были приватизированы ряд медицинских НИИ и больниц. Информации о том, кто приобрел эти объекты, нет. Больше всего меня смущает гарантия сохранения профиля только в течение 5-10 лет. А чем эти учреждения будут заниматься по истечению данного срока, нигде не сообщается.
Сейчас идет курс на медстрахование. Причем со ссылками на зарубежный опыт. Но мы видим, что зарубежный опыт очень разнообразен по своим вариациям. А
в США так вообще много десятилетий не могут определить оптимальную модель медстрахования
В то же самое время огромное количество американцев оказалось вне любого медобслуживания.
— Нашу систему вроде считают более социально направленной — взносы демократичные, а объем услуг достаточно широкий.
— Простейший пример 8 млн казахстанцев, подавших заявки на пособия по безработице во время карантина, блестящее доказательство тому, насколько люди обеднели. У подавляющей массы населения денег на лечение нет, они в состоянии только кое-как покрывать расходы на питание.
Поэтому очевидно, что бюджет медстрахования ляжет своего рода фискальной нагрузкой на тех, кто оплачивает налоги по белому
Это как с пенсионным фондом. Я лично не знаю ни одного врача, который бы хвалил систему медстрахования. Все видят массу ее недостатков. Тем не менее ее упорно продолжают внедрять. Мы все прекрасно понимаем, что у нас в стране ничего не делается просто так. У любой госпрограммы всегда есть конечные бенефициары. И под какую бы социальную аргументацию это ни продвигалось, все равно кто-то что-то получит. Больше или меньше.
Несколько лет назад брат бывшего санитарного врача Алматы Молдагасимовой приватизировал детскую стоматологию
И несмотря на очевидный вопрос, что это было не случайно, госпожа Молдагасимова ответила, что он гражданин Казахстана и имеет право покупать все, что хочет.
Что касается формы собственности нового оператора, на примере другого медицинского ТОО «СК-Фармация» с его скандалами и уголовными делами мы уже убедились в сомнительности такой затеи. Параллельно с «СК-Фармацией» существовало также АО «Казмедтех».
— Которое занималось медоборудованием?
— Да. И которое потом было приватизировано. Новая инициатива минздрава по сносу 40 старых больниц и строительству 16 новых тоже возникла не на ровном месте. Что из себя представляет государственно-частное партнерство, мы знаем. Это удобная возможность обходить тендерные процедуры.
Всегда может появиться некий стратегический партнер-частник, который на бумаге будет соответствовать требованиям.
Помимо гигантских коррупционных рисков встает вопрос — а что будет с земельными участками сносимых больниц? Куда они все денутся?
На каких принципах будут работать новые больницы вместо 40 старых?
Их оператором фактически будут те организации, которые их строили. Получится, что за лечение в них будут отвечать всякие «ОткатСтрои». Это все равно что ходить в баню за справкой на лечение.
Если вычленить всю болтологию, для меня вся эта затея выглядит созданием непонятной структуры с совершенно четкими целями, а именно:
Не получится ли так, что 40 старых больниц, на которых сидит здравоохранение Казахстана, снесут быстро, а замену им построят не скоро?
— Наверняка все эти моменты будут учтены. Не самоубийцы же сидят в минздраве, чтобы оставить население без больниц?
— Время покажет. Хотя оно уже показало, что ведомство, любящее реформы, оказалось не готово к карантину. Ходят разговоры, что
деньги для закупа масок для медучреждений были выделены еще два месяца назад. Но процедуры их закупки не отработаны до сих пор
Сейчас активно обсуждается кодекс о здравоохранении, который был принят парламентом. Все внимание зациклено на скандальных темах трансплантации органов и вакцинации. Умные люди прекрасно понимают необходимость вакцинации. Более чем понимают. Но проблема в этом вопросе все же возникла. И этому есть объяснение.
Минздрав практически полностью потерял авторитет и у специалистов, и среди населения
Связано это с тем, что в руководстве ведомства слишком мало специалистов, имеющих большой опыт работы врачами. Зато много профессионалов по корпоративному управлению, госзакупкам и стратегическому планированию. Но человек ведь не пойдет на прием к известному экономисту, потому что у него пять дипломов? А с минздравом получается именно так. То есть реформы здравоохранения придумывают люди, которые далеки от реальных проблем отрасли.
— Если новым оператором по всем вопросам здравоохранения будет ТОО, зачем тогда нужен минздрав?
— Я так понимаю, что ТОО будет заказчиком строительства, партнером со стороны государства. Через него будут распределять бюджетное финансирование. И поскольку оно организовано в виде ТОО, минздрав толком ответственности нести не будет.
— Учитывая, кто во время карантина быстренько построил новую модульную инфекционку, не получится ли так, что это же АО и построит все 16 больниц?
— И BI Group, и «Базис» имеют хороший опыт строительства, это бесспорно. Вопрос в том, что предполагаемые подрядчики получат бестендерные контракты. Я бы спросил у миннацэкономики, которое занимается распределением строительных подрядов, как вообще все будет происходить? А минздрав должен позаботиться о том, кто в этих больницах потом будет работать.
Нетекущая крыша и удобные корпуса, безусловно, важны. Но еще важнее хорошо организованный процесс лечения опытными и квалифицированными врачами.
У нас уже был опыт, когда выпускников условного государственного медвуза не брали на работу даже провизорами районных аптек
Каких показателей мы достигнем, если в крутых медцентрах, оборудованных по последнему слову техники, некому будет провести элементарную операцию? Проблема набора специалистов по блату существовала в Казахстане десятилетиями. Сомневаюсь, что именно сейчас она решена.
— Это объясняют тем, что медицина недофинансируется.
— Как-то не увязываются коррупционные уголовные дела против руководителей региональных управлений здравоохранения с нехваткой денег. Но и медстрахование не панацея.
У кого не было денег на лечение, тот и не сможет получить значительный объем медуслуг
Остальные продолжат ходить в частные центры, чтобы не стоять в очередях для получения всевозможных справок. Что происходит в государственных больницах, бюджетники на себе хорошо прочувствовали. Когда на прием к врачу нужно записываться за две недели, а различных обследований ждать еще дольше, это не идеальная система.
Так кому нужны реформы ради реформ, когда конечный результат не меняется?