Нацкомпания на 34 процента сократит численность центрального аппарата — с 729 до 480 человек.
29 апреля на заседании совета директоров «КазМунайГаза» утвердили новую организационную структуру центрального аппарата. Решение принято в рамках реализуемых мероприятий по стабилизации финансового состояния компании и уменьшения влияния негативных рыночных факторов. Таким образом, в три раза сократилось количество департаментов, упразднены позиции одного из заместителей председателя правления и 22 управляющих директоров.
О раздутом штате нацкомпании говорят не первый год. Успехи у нефтегазового гиганта также сомнительны. Заметит ли экономика Казахстана сокращенный на треть состав головного офиса КМГ, медиапорталу 365info рассказал политолог Данияр Ашимбаев.
— Данияр, как вы считаете, не проще было сократить бонусы топ-менеджеров, вместо того, чтобы оставлять без работы сотни человек?
— Несколько лет назад «КазМунайГаз» принял на работу суперкрутого менеджера-иностранца. О нем, кстати, до прихода в КМГ не было ничего известно как о великом специалисте. Как говорили сотрудники нацкомпании, этому менеджеру назначили жалованье в долларах с несколькими нулями и ежемесячные бонусы.
Его предложение сократить 40 или 50 тысяч низовых работников компании ради экономии бюджета едва не привело к забастовке. Потом кто-то посчитал, что увольнение одного этого топ-менеджера с лихвой покрывало увольнение рабочих. И таких примеров за историю КМГ было немало.
В бытность руководителем Сауата Мынбаева в «КазМунайГазе» появилось нездоровое количество иностранных менеджеров и в совете директоров, и в правлении. Кто они такие и в чем их смысл, нацкомпания сообщать лишний раз не напрягается. Как и гигантские ничем не оправданные оклады. Есть также огромное количество менеджеров на уровне правления и ниже, чье существование тоже непонятно.
В свое время было подписано соглашение о разделе продукции по Кашагану. У Казахстана не было доли, но он получал неплохие дивиденды от самого проекта.
В бытность того же Мынбаева было принято решение о приобретении Казахстаном доли в Кашагане. На это взяли кредит, посчитав, что он окупится при цене нефти 100 долларов за баррель
Уже потом выяснилось, что оплачивать кредит нечем. Насколько я знаю, долги закрывали и закрывают до сих пор за счет средств Нацфонда, фонда «Самрук-Казына» и других нацкомпаний. Да и вообще, этот суперпроект имеет очень низкий шанс на окупаемость в принципе.
— Проблема была в управлении КМГ или в конъюнктуре цен на нефть?
— Это хваленое корпоративное управление, которое внедрялось в КМГ и «Самрук-Казыне» много лет, привело, к мягко говоря, к пшику. Если кашаганский проект преподносился как прорывной и должен был выстрелить, этого не произошло.
Когда Кашаган запускался, цены на нефть были еще высокими. Но из-за лопнувшей трубы, которую положили абы как, проект застрял на определенное время. А к тому времени цены на нефть окончательно ушли вниз.
Если иностранцев или суперхваленых казахстанских менеджеров привлекают для улучшения работы КМГ, видно, что никакого толка от их присутствия ни нацкомпания, ни страна не получают.
Возникает также вопрос о существовании самого «КазМунайГаза». Все добывающие активы собраны в АО «Разведка добыча КМГ». Эта компания вполне может быть самостоятельным активом. «КазТрансГаз» и «КазТрансОйл», занимающиеся транспортировкой, также самодостаточны. «КазМорТрансФлот» работает в конкурентной среде. Таких компаний много, так что не факт, что в нем вообще есть необходимость.
Доли в Кашагане и Карачаганаке переданы в компанию PSA, которая находится в ведении министерства энергетики. В чем тогда смысл существования головного КМГ как надстройки над нефтегазовым сектором? У нацкомпании нет успешных проектов. По сути, она паразитирует на деятельности трех основных активов, которые спокойно могли бы работать самостоятельно.
Таким же образом можно посмотреть на деятельность «Самрук-Казына». «Казахтелеком», «Казпочта», «КазМунайГаз», «КазАтомПром» спокойно работают сами. А «Самрук-Казына» только получает их прибыль, которая непонятно куда испаряется.
— Кстати, очередные попытки соединить «Разведку Добычу КМГ» с самим КМГ не имеют никакой экономической пользы. Просто у «РД КМГ» за границей хранится депозит в несколько миллиардов долларов, на который головная компания много лет пытается наложить лапу. По всей видимости, для погашения долгов по кашаганскому проекту.
Все было сделано в обход указаний Нурсултана Назарбаева о том, чтобы не финансировать текущие долги за счет средств Нацфонда. После всех провалов нацкомпании правительство продало 10% акций КМГ Нацбанку. Что вообще бессмысленно — зачем финансовому регулятору доля в нефтяной компании?
Нынешний руководитель компании Алик Айдарбаев — опытный специалист, лично к нему претензий нет. Но сама структура компании вызывает глубочайшие вопросы. Она как каракатица для казахстанской экономики.
— Достаточно вспомнить, как пару лет назад Shell отказались от крупной сделки с КМГ, объяснив отказ большими коррупционными рисками. И с тех пор ничего не изменилось.
— Иностранные компании сами зачастую создают коррупционные риски. Не хочу показывать пальцем, но нередко приобретение долей в разных нефтедобывающих странах осуществляется за взятки. Так что суть не в этом.
Суть в том, что КМГ за время своего существования с головой закопался в скандалах. А аудита ни в КМГ, ни в «Самрук-Казына» толком не проводили
На критику Счетного комитета тот же «Самрук-Казына» реагирует как маленький ребенок, у которого забрали любимую игрушку. Вместо брызганья слюной негосударственный холдинг, управляющий миллиардными активами, мог бы поговорить о своей эффективности. А нацкомпания, превратившаяся в гигантскую дыру по исчезновению денег, лучше бы занималась производством и модернизацией. Видимость эффективной работы за годы существования этих структур уже стала анекдотом. И кроме как ходячим недоразумением я их назвать не могу.