Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
499
+3.47
EUR
520
-0.93
RUB
4.85
-0.06

До и после карантина: наступит ли новая жизнь в масках?

1205

Первые официальные послабления карантинного режима. На улицы Алматы стали постепенно выходить законопослушные граждане, не покидавшие свои квартиры все эти два месяца. И я с удивлением наблюдала, что даже на открытых пустых просторах они предпочитают оставаться в маске и перчатках.

Как скоро эти люди решатся «раздеться» и остаться с открытыми лицом и руками, неизвестно. Подозреваю, теперь это навсегда.

Впрочем, даже те, кто пренебрегал средствами защиты на улице, все же при виде человека, идущего навстречу, старались сохранять ту самую социальную дистанцию.

Посетители супермаркетов в масках — эта картинка стала обыденной. Мы быстро привыкли к продавцам и кассирам в масках и перчатках, и они могут уже не вызывать доверия, если вдруг окажутся без них — хочется сразу продезинфицировать руки.

Сохранится ли социальная дистанция после карантина?

В Казахстане и многих постсоветских странах примерно одинаковое культурное восприятие социальной дистанции. У нас приняты рукопожатия, поцелуи и объятия при встрече. Мы можем спокойно говорить на расстоянии менее 50 сантиметров даже с малознакомым человеком.

Я замечала, что американцев и европейцев такая дистанционная близость несколько напрягает. В нашей культуре (я имею в виду советский замес культур) дружеские касания при общении никому не кажутся вторжением в личное пространство.

«Из нашей культуры уходит рукопожатие», «У нас было принято целоваться и обниматься с друзьями, а теперь правительство рекомендует при встрече ограничиться улыбками»

Примерно так мне говорили представители совсем других культур — шведы, испанцы, исландцы, американцы. Может быть мы все выйдем из карантина с новыми социальными привычками?

Как минимум

научимся стоять в очередях, соблюдая хоть какую-то дистанцию

Но нашим людям это дается непросто. Понятие дистанции даже в Казахстане с его географическими просторами своеобразное.

Психолог и арт-терапевт Анастасия Лях считает, что люди постепенно возвращаются к старым привычкам.

— Эти меры были вынужденные и продиктованы страхом заболеть. А теперь многие перестали бояться и вернулись к старым привычкам, наработанным годами.

Те, кто и раньше не соблюдал личные границы других, будут так поступать и дальше

Потому что правила по социальной дистанции были навязаны извне как необходимая мера в борьбе с вирусом.

Видимо, наши люди не считают, что вирус был опасным, и перестали соблюдать дистанцию. Хотя многим бы хотелось придерживаться новых правил и сохранить личное пространство.

Не думаю, что соблюдение социальной дистанции войдет в привычку, это вопрос психологического взросления каждого

С точки зрения психологии, осознание должно прийти изнутри.

Что же касается тех, кто соблюдал все рекомендации и сегодня не снимает маску ни в машине, ни на улице, таких можно отнести к тревожному типу личности.

Расстояние определяет статус отношений

Дружеское общение в Казахстане, России и соседних республиках Средней Азии проходит на дистанции, которая для представителей других культур может показаться интимной. Вот и до карантина мы спокойно могли стоять в очереди спина к спине «чтобы враг не пролез».

В наших же пенатах совершенно нормально сидеть в обнимку с коллегой другого пола и вести обычный разговор. И никакого намека на sexual harassment или неуважение к женщине. У нас все еще можно дарить женщине цветы без повода, и мужчину за это не накажут и не осудят. Даже поблагодарят.

И все же если вы деловые партнеры с равным статусом, а между вами только бизнес, дистанция обычно составляет от 50 см и более.

Если же вы подчиненный, а начальник вам не сильно друг, и вы относитесь к нему с надлежащим пиететом, лучше отбежать подальше — на расстояние от 1 до 4 метров. Впрочем, 4 метра — это как-то слишком…

Но ученые люди посчитали и публичную дистанцию, когда общаются сразу несколько человек. Так вот, если верить исследованиям, группа деловых людей сохраняет при общении расстояние от 4 до 7,5 метров!

Мы разные

Благодаря профессии я побывала на стажировках в составе разных журналистских групп. В нулевые казахстанских журналистов включали в группы с европейцами. Потом в шкале измерения культуры по регионам что-то изменилось, и я несколько раз попадала на программы для азиатско-африканских стран. Ощущала себя «белой женщиной» на черном континенте.

Пришла к выводу, что

постсоветская культура даже в странах Центральной Азии все же ближе к европейской, чем к африканской или восточной

Особенно когда меня по спине с размаху ударил главный редактор пакистанской газеты. Так он позвал на посадку в самолет. Помню, был шок, я почти заплакала. А он даже не понял, чем я так расстроена.

У нас в группе было много журналистов из Северной Африки. Все исключительно мужчины солидного возраста. Впрочем, может они просто так выглядели.

Так вот, арабские коллеги всегда говорили на повышенных тонах, буквально кричали друг на друга, много и непонятно жестикулировали. Хохотали тоже громко. А главное, эти взрослые мужчины могли стоять друг к другу так близко, что казалось, они вот-вот стукнутся носами.

Каково же им бедным сегодня соблюдать социальную дистанцию?

Нерукопожатные

У иранцев и японцев нет культуры рукопожатий. Японцы вообще считают, что для женщин это неприемлемо. В этой стране первое время я всех шокировала своим поведением: приветствуя, пыталась пожать руку, смотрела в глаза собеседнику, неприлично много жестикулировала. На фоне нежных тихих японок я выглядела брутальной и невоспитанной… европейкой.

Но все же я успела быстро приспособиться к культуре той страны. Научилась низко кланяться, не смотреть в глаза собеседнику и удерживаться от лишних жестов.

В Иране мне пришлось носить платок и во всем уступать первенство мужчине. Женщина, знай свое место! Что было бы со мной, останься я там хотя бы на год? Жены наших дипломатов говорили мне, что теперь без платка ощущают себя практически голыми.

Человек — животное социальное. Чтобы выжить или не выглядеть в обществе белой вороной, ты должен принять любое новое правило социума. И если маска станет обычной частью гардероба, это грустно.

© «365 Info», 2014–2024 [email protected], +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter