Бороться с дезинформацией помогут только запретительные и силовые меры.
Пандемия коронавируса разделила казахстанцев на два лагеря. Большинство верят официальной информации, понимая угрозу и обоснованность карантинных мер. Но некоторые склонны доверять слухам и всевозможным теориям заговора. Для них вируса нет! Информация такого характера ежедневно пересылается в мессенджерах.
Эксперт по пиар-технологиям Ерлан Аскарбеков отмечает, что
свыше 30% казахстанцев сегодня верят, что коронавируса не существует
Эти цифры были выявлены в ходе опроса в крупной группе Facebook «Астана – Что? Где? Когда?». Мы решили узнать его мнение, в чем причина столь высокого доверия населения противоречивым гипотезам и как это изменить.
— Как вы думаете, почему наш народ склонен верить конспирологическим теориям?
— Безусловно, узун-кулак (народные слухи — ред.) это наше, исконное. По многочисленным свидетельствам иностранных историков и путешественников,
мы всегда отличались любопытством и полным доверием к слухам
По сути, мы народ устной культуры. Текст письменный нас тяготит и раздражает. Никто у нас не читает статистику, абсолютно презираемы социологические отчеты, всем быстро наскучила инфографика. Но
сплетня, слух, анонимка самым идиотским образом пользуются высочайшим доверием
Получив анонимку, никто ее не сотрет, нет, еще и обязательно разошлет дальше веером. И уж сколько обжигались казахстанцы на том, как их дурят, а учиться не хотят. Только что
зимой десятки тысяч выли от горя, обманутые финансовыми «пирамидами», и вот они же побежали скупать имбирь. Совершенно бредовое поведение
Рефлексируют ли наши народные массы? Осознают ли себя? Конечно, нет.
— Это было всегда или особенно обострилось в цифровую эпоху?
— Размножение смартфонов все только ухудшило.
Страшнее пандемии только толпа глупцов-графоманов, пишущих на смартфонах в режиме 24/7
Шум, который они создают, почти полностью заглушает официальную информацию
Что вынуждена делать власть сегодня? Повторять одно и то же много раз.
— Как насчет остальных граждан СНГ — эта тенденция их также затрагивает? А в Европе и на Западе люди менее подвержены вере слухам?
— 90% всех людей на планете не обладают никаким критичным мышлением и уязвимы для мошенников, сектантов, черной пропаганды террористов и зарубежных держав. Поэтому
государства, которые задумываются о своем месте в этом мире, защищают свою ноосферу
И по сути, защищать ее важнее, чем почти все государственные секреты. Единственная надежда всего мира на Финляндию. Видел материал на английском, якобы благодаря реформе их системы образования, которая началась примерно с 1970 года, нынешние 50-летние и младше более устойчивы к фейковым новостям. Ко всему остальному человечеству это не относится.
— Какие самые нелепые домыслы о коронавирусе, которым верят и с которыми столкнулись вы?
— Трудно все вспомнить. Эта пандемия абсолютно беспрецедентна. Евросоюз традиционно уже обвинил Россию в распространении фейков, но одновременно фейки рождались и в Азии, и в Южной Америке, Иране и Африке. Например,
в Африке, как и у нас, говорят, что, дескать, они неуязвимы
Самый запомнившийся фейк абсолютно трагический – в Иране, в непьющей стране. Кто-то сказал, что метановый спирт спасает он коронавируса, и люди поверили не проверив, и стали его пить. Уже погибли не менее 500 человек. Вот она, явная цена фейков. Но и те, кто поверил в адраспан или имбирь, подставляют и себя, и близких, и соседей.
— Как государству максимально эффективно проводить разъяснительную работу с населением?
— С огромным трудом минздраву все же удалось к концу марта переломить симпатии общества.
Первые два месяца информация шла по всем порталам и ТВ-каналам, но народ не слушал – воспринималась только бесконечная ложь из мессенджеров. И проблема не в них и уже не в государственном пиаре.
Кто-то утверждает, что нет ежедневного коммуницирования. Это очередная лживая чушь – вообще, с 29 декабря, а не с 27 января, несколько раз в день постоянно шли и будут идти ролики, интервью, ток-шоу, пресс-туры, постеры, статьи.
Количество просмотров на ресурсах минздава в несколько раз превысило все прошлые наши же рекорды с МОНом
На сегодня это самый цитируемый и самый читаемый государственный орган. И так уже три месяца. Тем не менее вал фальшивок из мессенджеров, а точнее, 100-процентное доверие им со стороны многих казахстанцев создало гигантскую проблему.
Хороший пример показала ВОЗ. Уже 6 февраля ее генеральный директор сказал, что инфодемия опаснее пандемии. И начал сотрудничество с крупнейшими соцсетями и поисковиками по систематической войне с фейками.
Минздрав с декабря очень плотно сотрудничает с ВОЗ и дважды был удостоен высокой оценки со стороны этой самой авторитетной на планете медицинской организации.
— И все-таки, какие нужны дополнительные меры?
— Скорее всего, надо наращивать ту же работу теми же методами со стороны государства. Нужна ювелирная и очень деликатная определенная работа со СМИ.
WhatsApp закрывать в стране не нужно, а вот Телеграм, пожалуй, пора – там целый ряд очень вредоносных каналов
Нужно силовыми методами отслеживать и подавлять иностранные бот-фермы, орудующие в нашем информационном пространстве, по крайней мере, расположенные не в сверхдержавах. Наконец, нужно активно штрафовать небольшими, но чувствительными штрафами (100 тысяч тенге) и за простую пересылку фейков.
Нужно оштрафовать по одной сотне людей в каждой области и столичных городах и показывать их извинения каждый день в вечерних новостях
Заставить запомнить очень простое правило:
не написан источник информации – не пересылай, сотри
Вы же неразумного ребенка как-то отучаете подбирать с земли что попало и совать в рот? А почему мы разрешаем такому народу совать в мозг такие же ядовитые, да еще более опасные субстанции? Если силовиков не научили 1990, 2010, 2014 годы, пусть научит уже 2020.