Сегодня речь о бьюти-индустрии. Аналитики говорят, что она наиболее устойчива к кризисам. Как обстоят дела в Казахстане в этой сфере, мы узнаем от основателя Ассоциации профессионалов индустрии красоты Казахстана, топ-визажиста Дили Абдуллаевой.
— Мир трясет: и вирус пришел, и цены на нефть падают… Это как-то отражается на бьюти-индустрии? В мире вроде как в этой области все хорошо и спокойно. И даже есть рост.
— Если ориентироваться на события в стране, и не только у нас, наши люди в нашей профессии достаточно позитивные. Но на самом деле, если смотреть на ситуацию трезво и рассматривать в сегодняшней реальности, немного страшновато. Что будет дальше? У нас срываются выставки, бьюти-ивенты, мероприятия, люди боятся. Я думаю, это коснется и бьюти-индустрии, потому что в массе сейчас у народа денег нет.
— Вы тоже это ощущаете?
— Конечно, потому что у нас нет клиентов,а новых найти очень сложно. Понятно дело, есть старые, но они тоже когда-то заканчиваются. Поэтому это коснется нас непосредственно и достаточно серьезно.
— У нас очень развита сфера услуг, но на рынке нет именно казахстанской продукции. Появились российские бренды, белорусские, Корея давно и плотно сидит, европейская косметика тем более, это уже классика жанра, а казахстанской нет. Получается, почувствовать этот кризис может и бизнес бьюти-индустрии, и производители? Они у нас есть?
— Производители у нас есть, производства нет. Вы понимаете разницу? А производим мы где? В Китае. Почему сейчас люди не могут выйти на выставку или презентовать свой продукт? Во-первых, проблема с границами. На сегодняшний день товара нет, и неизвестно, когда будет. То есть если мы заявляем, что это наш продукт и т. д., ни для кого не секрет, что все, что производится, мы заказываем на китайских фабриках. Единственное, что надо, это найти хорошего производителя, выпускающего качественный продукт. Но там мы это отследить не можем, очень много брака.
— А европейские производители известных брендов тоже все делают в Китае?
— Безусловно. Вот у российского производителя своеобразный микс: что-то производится в Китае, что-то в Италии или Германии. Свое производство есть у бренда Pro Makeup Laboratory и Аrt Visage, то есть у них есть завод, который с нуля все производит в России.
— А почему нам так не сделать? Это же выгодно.
— Может потому что никто из инвесторов не рассматривает это как серьезный бизнес. А может быть очень затратно — нужно оборудование закупить, привезти, выбрать определенное место, оснащение и т. д.
— А вы как специалист, относите эту индустрию к сфере серьезного бизнеса?
— Конечно, потому что испокон веков женщины всегда за собой ухаживали, а сейчас и мужчины подключились.
— Получается, те продукты-подделки китайского производства могут являться в принципе качественными?
— Если говорить о подделках, давай разберем один какой-то определенный бренд. Я представляла бренд в Казахстане «Makeup Studio», он изготавливался в Голландии, у одной особы возникло желание, она собрала все продукты и увезла их в Китай. Тот не смог сделать аналог, потому что в нем было заложено достаточно дорогое сырье. Есть и подделки, но есть и очень хороший качественный китайский продукт, но под каким-то своим брендом. То есть на китайском рынке подделок нет, они не понимают, как можно подделывать косметику. У них есть какой-то определенный бренд для профессионалов, который они закупают.
— Я слышала немало хороших отзывов о наших специалистах и высоких оценках наших визажистов. Это на самом деле так, или это больше на уровне разговоров, слухов?
— Нет, наши специалисты очень талантливые, это первое. И второй момент, они могут работать с любыми лицами — и с азиатскими, и с европейскими. А сейчас наши ребята больше экспериментируют, они вообще труженики, пчёлки.
— Какие изменения сегодня происходят в бьюти-индустрии Казахстана? Есть какие-то тренды, которые появились и прижились?
— Очень хорошо прижились корейские бренды. Они ушли далеко вперед. Те составы, которые корейские производители применяют в разработке продукта, очень хорошие и на самом деле работают. Производители России или Европы те же патчи заказывают в Корее — зачем придумывать велосипед? И цены демократичные. И конечно, здесь у потребителя будет право выбора: заплатить за бренд и имя или заплатить за продукт, который будет также работать. И не важно, что написано на баночке.
— А портрет сегодняшнего клиента тоже изменился?
— Конечно. Клиенту сегодня очень важен подход, случайных нет, сейчас не заморачиваются, допустим, на локации или что место не проходное. Клиенты сейчас приходят не только к профессионалу, но и к эксперту. Что такое эксперт? Именно он должен предложить свою позицию и объяснить ее. А не так, что ты, допустим, приходишь на стрижку, садишься, а тебя спрашивают, какую сделать. Сейчас клиент сам во многом разбирается и приходит именно за экспертностью.
— Очень часто говорят, что «наших» за границей можно узнать сразу: наклеенные ресницы кукольной длины и объема; нарисованные брови; татуаж и все остальное. Сегодня этот тренд сохраняется? Ваше отношение к этому?
— Мое отношение к этому ужасное, моя философия макияжа – макияж без макияжа. Это очень легкое нанесение тональной основы, чтобы это было нечитаемо. Однако сегодняшний тренд 2020 – такой трансвеститский макияж — утяжеленные брови, достаточно яркие тона, ресницы 3Д, 5Д, жесткая коррекция лица. Но клиенту всегда надо предоставить право выбора.
— Вы за максимальную естественность?
— Здесь нужно понимать, что рынок и клиенты поделились. Кто-то хочет прийти, заплатить — и чтобы все сразу и много. Покажите, что вы работали. А есть категория, и таких клиентов сегодня большинство, которые говорят: «Мне чтобы как будто я проснулась и вот такая красивая», то есть надо просто подчеркнуть какие-то изящные красивые черты.
— Диля, вы часто бываете в Америке, довольно яркий макияж оттуда? Вроде бы американцы всегда были за максимальную естественность и даже в какой-то степени небрежность. Есть ли различия американского типа, европейского и казахстанского?
— Да, это из Америки, и это было всегда. У нас стадное чувство — что видим, то и повторяем. Почему в Америке это держится? Потому что тренды. Тренды создают люди. А люди какие? Знаменитые, селебрити. Потом это уходит в массы.
— И что, в Америке все с ресницами наклеенными и ярким макияжем?
— Да, большинство. Те женщины, которых я встречала, любят достаточно яркий, кричащий и броский макияж. Наверное, это еще и плюс для косметических брендов, ведь если все предпочтут легкий европейский макияж, это же все продаваться не будет.
— Получается, мы все-таки ближе к американскому типу макияжа? Европейцы стараются выглядеть максимально естественно.
— В чем проблема казахстанских визажистов? Они не могут определить свою уникальность, найти свою философию, легче же собезьянничать, быть похожими на других и делать то, что делают другие, но никто не задумывается о том, что просто нужно отличиться.
— Сколько примерно зарабатывают специалисты?
— Если ты востребованный визажист, можешь заработать до миллиона в месяц, может и больше. В месяц может быть несколько проектов — кто-то обслуживает свадьб и за один выезд получает от 500 тысяч.
— Хорошие суммы. Задумаюсь о перепрофилировании.
— Наша индустрия поменялась, пришли образованные люди, профессионалы, и сейчас самое время проходить обучение и повышать свою экспертность. Те ребята, которые и профессионалы, и эксперты, у них все очень хорошо, они будут востребованы.
— Аналитики прогнозируют, что в 2023 году рынок мужской косметики достигнет 78,6 млрд долларов. Как у нас развивается мужская линия?
— У нас замечательно. Сейчас много мужчин, которые стали ухаживать за собой. И сегодня многие бренды разрабатывают продукты специально для мужчин. Я считаю, что это лучший продукт. Женщины могут тоже его использовать, потому что он более активный и работающий. Мужская косметика абсолютно ничем не отличается, просто при выборе на баночке должно быть написано oil-free, потому что у мужчин чаще жирная кожа.
— А психологически наши мужчины вообще готовы принимать декоративную косметику? Та продукция, которую очень часто используют за рубежом спокойно, свободно, причем мужчины нормальной ориентации, у нас будет актуальна?
— Если мы говорим о продукте тональной основы, думаю, что это будет пользоваться спросом. Многие мужчины, занимающие достаточно серьезные позиции, достаточно часто снимаются на фото, видео, дают интервью и пр…
— А можно узнать ваши прогнозы, как будет дальше развиваться бьюти-рынок Казахстана? Я понимаю, что вы не аналитик, но ваши личные размышления? Какие возникают тренды, куда примерно движется наша бьюти-индустрия, будет ли она развиваться в целом, или все-таки мы сейчас придем к периоду, когда все это немного притормозится?
— Сложно сказать. Я думаю, что сейчас мы все уйдем в онлайн-обучение, онлайн-консультации, и судя по тому, что сейчас происходит, продаваться будут именно бюджетные продукты. К сожалению, возможно, будут фейки и подделки косметики, они будут процветать, а более крупные бренды начнут умирать.
А может быть все-таки они сейчас немного проснутся и будут какие-то предложения экспертам, чтобы они или какие-то определенные школы двигали дорогие бренды. Другого сейчас быть не может.
Очень жаль, что в Казахстане нет площадки, платформы для онлайн-обучения, и нам приходится обращаться к России. Но я все-таки надеюсь, может быть когда-то обратят на это внимание.
— А кто должен обратить внимание? Казахтелеком? Вы от них зависите для онлайн-обучения?
— У нас же больше нет интернет пространства, где мы можем взять платформу. И все-таки хочется, чтобы нам ее как-то предоставили, они же могут на нас и зарабатывать, это очень перспективно. Зачем нам обращаться к россиянам и делиться с ними, когда мы можем делиться с нашими соотечественниками?
Полную версию программы вы сможете посмотреть здесь