Несмотря на антикризисные меры, принимаемые в Акорде, на местах жонглируют статистикой и реальным положением дел.
Выступление Касым-Жомарта Токаева 31 марта расставило точки над «i» относительно действий и планов государства по поддержке экономики и населения.
Президент недвусмысленно дал понять владельцам банков, что в тяжелое для страны время от них ждут адекватного ответа за ранее оказанную помощь
Пока власть договаривается с банками, деньги на принятие экстренных мер будут браться из всех доступных источников, в том числе из Государственного фонда социального страхования. Насколько эффективным окажется судорожный поиск денег, прогнозирует политолог Данияр Ашимбаев.
— В первую очередь интересует один момент. Между строк в выступлении президента читается его намерение продлить карантин. Слишком много планируется всяких «постепенных» мер. Вам так не показалось?
— Прогнозы уже какие-то даются, да. Но давайте придем к ответу, дав оценку тому, что сделано и делается.
Недавно опубликовали данные, сколько зараженных в Казахстане с разбивкой на место заражения. Кто-то приехал зараженным, сколько-то заразилось контактных с ними. Но есть и треть, что заразилась на месте. Непонятно от кого. Так что статистике я доверяю очень осторожно.
Высокие цифры эпидемии на Западе говорят не только о критическом состоянии медицины, но и о том, что в больных коронавирусом стали записывать больных и пневмонией, и острым бронхитом, и туберкулезом.
Многие знают, что в конце прошлого года в Алматы свирепствовал тяжелый грипп с симптомами, сильно напоминающими нынешний коронавирус
У людей по несколько дней держалась сильная температура, которая ничем не сбивалась. Врачи толком не ставили диагноз, а скорая не забирала их на госпитализацию.
Есть определенный набор фактов, которому еще не давали нормальных экспертных оценок работники здравоохранения. Те же эпидемиологи, микробиологи и вирусологи. Тем более, что сам коронавирус во многом является феноменом информационно-политическим.
Наличие болезни не исключает огромных манипуляций общественным мнением по этому поводу. Поэтому давать прогнозы очень сложно. После того, как карантин официально будет закончен, народ сразу вырвется на улицы, перестанет мыть руки и носить маски. А это может повлечь за собой, условно говоря, вторую и даже третью волну. Поэтому с учетом всех факторов мне представляется, что карантин будет продлен по крайней мере еще на месяц.
Даже если ограничения в связи с ЧП распространяются по закону всего на два месяца, ничто не мешает ввести его заново
Тем более, парламент сейчас не на каникулах, он работает. При необходимости внести изменения в законодательство легко. Так что сроки карантина сейчас толком определить не может никто.
— Касым-Жомарт Токаев выступил уже несколько раз. Но в самом первом обращении он конкретно сказал, что в случае необходимости режим ЧП будет продлен. Теперь тема его выступления иная.
— За последнее время президент выступал трижды. Первое обращение было к народу по поводу ужесточения санитарных мер. Второе заявление он сделал на заседании госкомиссии о наборе социальных мер. Естественно, все он не охватил. На пике вопрос функционирования малого и среднего бизнеса, что и повлекло за собой третье выступление 31 марта. Расширен пакет мер по помощи бизнесу, программам занятости, социальным программам и так далее.
Понятно, что государство сейчас решает проблемы по мере их поступления
Сначала медицинская сфера — вводится карантин и чрезвычайное положение в крупных городах. Во-вторых, решаются проблемы снабжения этих городов. В-третьих, социальная помощь малоимущим. Затем возникнут вопросы функционирования бизнеса в налоговой системе.
По основным продуктам у социально-предпринимательских корпораций и госматрезерва на бумагах есть определенные запасы. Но каково соотношение реальных и бумажных, нам неизвестно.
Как проводится дезинфекция, тоже много вопросов. Рапортуется о 100-процентном охвате улиц, дворов и подъездов домов. Но мы-то, сидя дома, все видим. Так что рано или поздно подделка исполнителями и акиматами статистики поднимет шум.
— Президент распорядился подготовить минимальный набор продуктово-бытовых пакетов для нуждающихся. А затем поручил перевести их в денежный эквивалент. Это помимо 42 500 тенге помощи потерявшим работу и безработным.
— Государство понимает, что определенные запасы продовольствия есть, поэтому и вводит продуктовые наборы. Теперь нужно время для восстановления системы снабжения, чтобы люди могли сами делать выбор, что покупать. Так что все логично.
Волнует также ситуация с масками и антисептиками. Сколько бы нам ни говорили, что все предприятия работают с 200-процентной нагрузкой, ни с тем, ни с другим ситуация не меняется. Впрочем, как и все объявленные меры по стабильности с продовольствием. Мы видим, что начинаются перебои с определенными товарными позициями. Уже не хватает определенных видов лекарств и медоборудования.
Теперь видите, что по цифрам одно, а в жизни картина совсем иная? Многие уже понимают, что особой надежды на государство нет
Скорее всего, с учетом саботажей и злоупотреблений после карантина будет немало уголовных дел. Ожидать от нашего госаппарата хорошей слаженной работы сложно даже в условиях ЧП. Буквально несколько месяцев назад мы говорили о коррумпированности, неэффективности и безответственности этого госаппарата. Сложно представить, что теперь все дружно взялись за ответственную работу.
До сих пор с повестки не снята проблема функционирования системы здравоохранения. На карантин закрыты даже поликлиники. Казалось бы, учреждения здравоохранения должны работать, но под шумок закрыли и их.
В последние годы были анонсированы реформы в образовании и здравоохранении. Насколько в карантинную модель жизни государства вписываются приватизация учреждений здравоохранения и внедрение медицинского страхования?
Буквально в 2019 году лучшими системами здравоохранения были признаны итальянская и испанская
Мы видим, в каком состоянии они оказались сегодня. Так что теперь большой вопрос, насколько реформа здравоохранения соответствует проблемам, стоящим перед страной.
— Наша власть вопрос реформирования системы здравоохранения до сих пор не сняла с повестки. Не успели провернуть приватизацию, правда.
— Успели. Приватизированы НИИ, железнодорожные больницы. В Алматы в 2019 году с известным скандалом приватизировали детскую стоматологию.
Сейчас стоит вопрос о фундаментальных исследованиях.
Буквально недавно президент посещал национальный центр биотехнологий, где ему обещали разработать казахстанскую вакцину
А где достоверные сведения о состоянии медицинской науки в стране?
Еще один наболевший вопрос — приближение новой учебной четверти. Так что на повестке и функционирование системы образования. Министерство учиняет массу новых реформ, не завершая предыдущие. Качество дистанционного образования уже сейчас, не успев начаться, под огромным вопросом. Никто опыта не имеет, так что дистанционное обучение сейчас — предмет дискуссий.
— Как думаете, проявят ли банки конструктивизм, гражданскую ответственность и солидарность, к которым их призвал президент? Или государству придется принять дополнительные директивные меры?
— Я думаю, что за последние несколько недель проводились консультации между администрацией, правительством, финансовыми регуляторами и банковским лобби по этим вопросам. И судя по выступлению Токаева, компромисс достигнут не был.
Уже многие пишут в соцсетях, что проценты продолжают взиматься. Те кредитные каникулы, о которых шла речь, требуют массу условий. Здесь понятно, что
банковское лобби в стране одно из сильнейших, оно определяет экономическую политику страны
Банки все годы были первыми в категории получателей государственной поддержки. Когда критикуют нацкомпании за размещение депозитов в банках вместо того, чтобы эти деньги инвестировать, речь идет о десятках миллиардов тенге. Что делается не без усилий банковского лобби. Оно имеет и сильные информационные ресурсы, и политические, а кое-где и силовые.
Заставить их отказаться даже в тяжелый момент от сверхприбыли в Казахстане еще никому не удавалось
То же самое мы видим и с квазигоссектором. Он должен был обеспечивать рост экономики. Но чем занимается на самом деле, вопросы возникают даже у президента. В то же время мы видели, как на критику президента или Счетного комитета злобно и совершенно, на мой взгляд, бессмысленно отвечал фонд «Самрук Казына». Цифры о том, сколько они заплатили налогов, вырваны из контекста. Сколько бы они уплатили налогов, если бы нормально управляли финансовыми потоками?
В своем предыдущем выступлении президент, говоря о квазигоссекторе, затронул продажи валютной выручки, переводы депозитов из иностранных банков в казахстанские и 100-процентное перечисление прибыли в бюджет. Если смотреть на статистику, нацкомпании всегда старались перечислять только 15-20% своего дохода.
Теперь глава государства бьет их по карману. Понятно, что реакция нацкомпаний будет неадекватной
Никто не будет рад усилению госконтроля над его финансовыми потоками. Хотя от банков зависит функционирование всей экономики, а от нацкомпаний — средства на антикризисные мероприятия.
— Президент отметил, что государство для реализации поставленных задач сможет использовать и средства ГФСС. Это же социальная копилка, откуда выплачиваются соцпособия. Что произойдет с социальными выплатами?
— ГФСС в принципе в нынешних условиях и так выполняет свою антикризисную роль, поддерживая разные категории получателей. Государство сейчас перекраивает бюджет и берет деньги откуда только можно.
Выбивание денег с квазигоссектора — процедура сама по себе технически затянутая. Сначала нужно хорошенько проверить их финансовые потоки. А деньги нужны сейчас
Президент, понимая, что нацкомпании и банки будут активно сопротивляться, использует все альтернативные источники пополнения бюджета, что у него есть.
— А ГФСС в данном случае источник быстрых денег на экстренные меры?
— Да. Сейчас тщательно нужно смотреть на бюджет. Мы же понимаем, что налоговые поступления резко упали. В нормальных условиях значительная часть экономики легко восстановится. Экспортные направления никто не отменял. Китай уже к лету может начать восстановление своего экономического роста как основной потребитель казахстанского сырья.
Крупные игроки нефтяного рынка, я думаю, отрегулируют и цены на нефть, так что и нефтянка заработает.
Что касается МСБ, в том же Алматы предприятия общепита, коммунально-бытовые, торговля и сфера услуг восстановятся быстро. На них есть постоянный спрос. Правда, оценивать объем денег на руках у населения сейчас сложно, потому что многое находится в тени. Производства, конечно, просели, но по мере выхода из карантина и они пойдут в рост.
Поэтому сейчас говорить о перспективах оперативного восстановления экономики достаточно сложно
Первичнее смягчить удар по тем, кто сейчас потерял работу и малоимущим. Эти меры государством предпринимаются. Я думаю, что очень скоро будет озвучен четвертый набор мер, связанных с функционированием здравоохранения, образования и системы трудоустройства.