Экономист рассказал, при каких условиях экономика Казахстана будет восстанавливаться. Его ожидания во многом разнятся с прогнозом МВФ.
Международный валютный фонд выпустил свежий экономический прогноз по странам, включая Казахстан, на ближайшие полтора года. В нем учитываются уровень ВВП, инфляции, безработицы и торгового баланса. Экономист КИСИ Вячеслав Додонов дал собственную оценку указанным в отчете данным.
— Сильный спад по ВВП в 2020 году наблюдается во всех странах. А в 2021 году, по их предположениям, восстановление произойдет более высокими темпами, чем обычно. В Казахстане, по подсчетам МВФ,
рост ВВП составит 4,1%, и это будет связано с оживлением сырьевого сектора
Добывающая промышленность у нас имеет максимальный вклад в ВВП, на нее опираются другие смежные отрасли. Например, в транспортной отрасли у нас значительная доля трубопроводного транспорта.
В текущем году фактором, влияющим на сокращение ВВП, помимо падения нефтяных цен, является остановка значительного количества предприятий ввиду ограничительных мер. Но такая ситуация сейчас во всем мире, поэтому прогноз МВФ, согласно которому ожидается сильнейшее снижение мировой экономики со времен Великой депрессии, полностью оправдан, — подчеркивает экономист.
Додонов отмечает, что помимо трехкратного снижения нефтяных цен с начала 2020 года, наблюдается удешевление и другого сырья — на 20% подешевели металлы. Это все составляет основу экономики Казахстана и моделирует нынешнюю ситуацию.
— Но в 2021 году, я полагаю, будет отскок цен на сырье в положительную сторону
Здесь не надо забывать и о факторе пресловутой сделки ОПЕК+. Хотя у меня лично большие сомнения, что никто из стран не нарушит договоренностей по сокращению добычи нефти, — говорит эксперт КИСИ.
Что выиграет Казахстан, когда сократит добычу нефти?
Что касается инфляции, как утверждает Додонов, ожидания МВФ, что она будет на уровне 6,9% в текущем году и 6,8% в 2021, несколько недооценены.
— Мне кажется, инфляция окажется выше данных прогнозируемых показателей. Вероятно, эта цифра будет ближе к 10%.
У нас все-таки присутствует фактор снижения курса тенге, а это очень сильно влияет на рост инфляции
Только по итогом марта инфляция составляет 6,4%, что выходит за рамки прогноза Нацбанка.
По данным отчета МВФ, если в 2019 году дефицит текущего платежного баланса составлял 3,6%, в 2020 году этот показатель на уровне 6,8%, а в 2021 понизится до 5,5%.
— Этот показатель характеризует внешний сектор. Он складывается из торгового баланса, баланса доходов и услуг и демонстрирует общую устойчивость экономики в сфере ее взаимоотношений с мировой.
Резкое ухудшение торгового баланса можно ожидать в этом году за счет почти двукратного сокращения объемов экспорта
Что касается 2021 года, думаю, прогноз МВФ по его ухудшению до 5,5% чересчур пессимистичен. Предполагаю, он будет в районе 4-5%, — считает Додонов.
Между тем он не согласен с прогнозом МВФ по безработице, которая, по их ожиданиям, в 2020 году составит 7,8%, а в 2021 — 5,8%.
— На протяжении всех последних лет безработица у нас находится на уровне примерно 4,9%. На этом же уровне она была в 2014, 2015 и в 2016 годах, когда тоже было сильное падение цен на нефть.
Думаю, в 2020 году этот показатель максимально может вырасти до 5,2%
Потеря работы некоторыми гражданами в связи с карантином явление все же временное. Думаю, на конец года эта ситуация будет уже забыта. Тем более, что в ближайшее время ряд предприятий уже возобновят работу. А через 3-4 месяца мы, скорее всего, вернемся к привычному ритму, — заключает экономист.