Казахстан поддержал общее сокращение добычи нефти в рамках ОПЕК+. В течение двух месяцев нефтедобыча будет снижена на 390 тыс. баррелей в сутки.
Общее сокращение добычи «черного золота» странами ОПЕК+, а также странами, не входящими в ОПЕК+, составит 9,7 млн баррелей в сутки. По словам аналитиков, это будет одним из самых больших коллективных сокращений нефтедобычи в истории.
Что касается Казахстана, по мнению экономиста Магбата Спанова, негативного эффекта от сокращения выручки не последует. Благодаря повышению цены на нефть вследствие коллективного сокращения.
— Казахстан рассчитывал на стоимость 55 долларов за баррель, заложив эту сумму в бюджет. Однако цены будут ниже этого значения. С другой стороны,
нефть уже будет выше 20-25 долларов,
— считает экономист.
Рашид Жаксылыков, председатель президиума союза нефтесервисных компаний Казахстана, не столь оптимистичен. Он считает, что даже с учетом пересмотра заложенная в бюджет цена на нефть в 35 долларов вряд ли объективна. Такой уровень возможен лишь при наилучшем сценарии.
— Если они хотят добиться увеличения стоимости путем сокращения нефтедобычи, тогда коллективное сокращение должно быть минимум на 25 млн баррелей в сутки,
а максимум — на 30 млн баррелей. Переизбыток нефти сегодня именно в рамках этого коридора, — говорит он.
По словам Жаксылыкова, Казахстан согласился на снижение добычи еще и потому, что хочет сохранить биржевую стоимость акций казахстанских квазигосударственных компаний, таких как «Казмунайгаз».
— Акции падают, когда на рынке наблюдается нестабильность.
Благодаря сокращению и в ожидании стабилизации цен на нефть они планируют поддержать стоимость акций казахстанских компаний
Ведь от их биржевой стоимости зависит инвестиционная привлекательность, — утверждает эксперт.
Как отмечает Рашид Жаксылыков, касательно сокращения нефтедобычи стоит учесть два момента.
— При стоимости нефти в районе $30/барр. потери составят $12 млн в сутки, в месяц — $360 млн
Эти деньги могли бы быть направлены на создание нового экономического сектора, что дало бы новые рабочие места. Но
Казахстан не смог отказаться: его втянули в непонятную геополитическую игру
На нашей лояльности сказывается не только зависимость от нефти, но и от мировой экономики в целом, — утверждает он.
Сокращение нефтедобычи прежде всего больно ударит по нефтесервисным компаниям, считает Жаксылыков. К концу второго квартала 2020 года в этой сфере рабочие места могут потерять 20-30 тыс. человек.