Виноваты банки, КСК и счетчики — тепловики не виноваты.
Многим алматинцам пришли счета за отопление, серьезно превышающие обычную сумму — словно в Алматы бушевали 20-градусные морозы. Как оказалось, причин у этого несколько: от поломанных счетчиков до несовершенного интернет-банкинга.
Любой законопослушный гражданин полагает, что каждая новая квитанция оплачивается за услуги, потребленные в предыдущем месяце. Но «Алматинские теплосети» утверждают, за тепло и горячую воду производятся начисления по совершенно другой схеме.
Вот пример — конкретный акт сверки по одному из алматинских лицевых счетов.
Как видно, время начисления и оплаты за отопление не соответствуют друг другу. В апрельской квитанции потребителю к оплате выставлено 6 551 тенге — сумма гораздо большая, нежели в зимние месяцы.
И это при том, что с 1 марта 2020 года тариф на тепло был снижен с 70,63 до 56,26 тенге за квадратный метр жилья
Как такое могло произойти?
Представитель «Алматинских тепловых сетей» Наталья Коростова пояснила по этой конкретной ситуации, что подобные вещи могут возникать только в тех домах, где установлены общедомовые счетчики тепла.
Как выяснилось, у тепловиков свой собственный график снятия показаний с общедомовых счетчиков. В каких-то домах расчетный период, за который выставляется счет, выбран с 5-го по 4-е, где-то с 28-го по 27-е числа предыдущего и следующего месяцев. Везде по-разному.
В приведенном нами акте сверки расчетный период — с 14-го по 13-е. Поэтому за тепло, потребленное в октябре, этот потребитель оплатил только в декабре. В ноябрьскую квитанцию отопительные дни не вошли. График поплыл.
Таким образом, в апрельскую квитанцию с сомнительными суммами попали пол-февраля по старой цене и половина марта по новой
Но вопрос остался — почему за этот период тепло вышло таким «золотым»?
Разбирательство закончилось тем, что наконец выяснили — в указанном доме с февраля на общедомовом счетчике не работает модем. Следовательно, данные с него в тепловые сети не поступают. Значит, начисления жильцам производятся по более дорогому общегородскому тарифу. Но за эксплуатацию счетчика отвечают не жильцы, а КСК.
Мы спросили у поставщика, как тепловики решают подобные вопросы с КСК, чтобы вот такие сбои не приводили к некорректным начислениям? Нам ответили, что их уведомляют о проблемах со счетчиком. В докарантинный период инспекторы тепловых сетей сами ездили по объектам и устраняли проблемы, снимая показания приборов учета. Но если бы работники КСК своевременно отправили показания прибора учета в тепловые сети, это бы решило все вопросы.
В «Алматинских тепловых сетях» признали, что очень многие потребители в Алматы оплачивают коммунальные услуги через интернет, а бумажные квитанции и в руках не держали. И, как теперь выяснилось, это их проблема.
Потому что при изменении тарифа на ту или иную услугу в бумажной версии квитанции отображаются все изменения. А в онлайн-банкинге — нет
Тепловики сетуют, что банкиры не слишком заинтересованы усовершенствовать функционал своих программ для соответствия реальным счетам.
Мы же, рассуждая с точки зрения здравой логики, задали встречный вопрос — почему миллионы потребителей и куча банков должны подстраиваться под одного поставщика, который выдумал хитрые схемы выставления счетов?
Нам ответили, что все вопросы были бы сняты, будь у «Тепловых сетей» технические возможности снимать показания тепловых счетчиков одновременно во всех домах. Сейчас же у монополиста нет таких ресурсов — ни людских, ни коммуникационных.
На всякий случай нас успокоили — общедомовой прибор учета хранит данные два месяца, так что в ближайшей квитанции данные скорректируют и произведут перерасчет.