Увидеть удар коронавируса можно уже в реальных цифрах — по индексу деловой активности. В марте он упал до многолетнего минимума. Бизнес говорит об ухудшении условий во всех секторах реальной экономики.
Индекс деловой активности — это композитный индикатор, который высчитывается на основе мнений представителей бизнеса. Предприятия ежемесячно отвечают на вопросы, касающиеся фактических изменений экономических показателей, а также ожиданий их изменений в будущем. В результате получается показатель, динамика которого позволяет определить, как меняются условия для предпринимательства в Казахстане с точки зрения самого бизнеса.
При формировании индекса деловой активности учитывается три сектора экономики (промышленность, строительство и услуги), а также шесть основных показателей:
Изменение этих показателей и учитывается при расчете индекса. Чтобы результаты опроса как можно точнее отражали текущую ситуацию, в нем принимают участие представители большого количества предприятий (в марте – 444, из которых 264 — это малый и средний бизнес) из различных регионов республики.
Сама методика расчета индекса деловой активности устроена таким образом, что средним значением все будет 50 пунктов. Соответственно, если текущее значение больше этого, в экономике республики отмечаются позитивные изменения. Если меньше – негативные. И чем сильнее отклонения от 50, тем выше темпы изменений условий.
В феврале 2020 года индекс деловой активности в Казахстане составлял 49,1. И это был первый месяц с апреля 2017 года, когда он указывал на негативные изменения. Но это, как оказалось, были еще цветочки. Мартовский показатель – 41,5. На грифе, опубликованном в отчете Нацбанка, наглядно видно, насколько сильно падение.
Сильно снизились показатели и во всех секторах реальной экономики. Более всего в сфере услуг. Индекс деловой активности по итогам месяца здесь составил всего 38,7 пунктов. Это произошло из-за снижения всех компонентов индекса: новых заказов стало меньше, сроки поставки увеличились, а численность персонала сократилась. При этом показатель сферы услуг опускается ниже 50 уже третий месяц подряд. Это говорит о том, что проблемы в этой сфере начались еще до введения повсеместных карантинов и ослабления тенге.
Ухудшение ситуации по всем компонентам наблюдается и в промышленности, однако этот сектор пока держится относительно стойко – мартовский индекс деловой активности тут составил 46,5. В строительстве ситуация хуже – из-за сокращения новых заказов, снижения занятости и увеличения сроков поставок показатель индекса в прошедшем месяце составил 43,5.
В марте снижение деловой активности наблюдалось в большинстве стран мира. Однако в Казахстане эта тенденция проявилась едва ли не острее всего
По данным Нацбанка, лишь в одной из стран G20 показатель оказался хуже – в Италии (40,3). Экономика этой страны практически парализована уже несколько недель. В большинстве стран Еврозоны, в Северной Америке и развитых странах Азии показатели лучше, чем в Казахстане. В Китае, например, индекс и вовсе составил 50,1, то есть ситуация стала меняться в сторону улучшения.
Еще один показатель, который позволяет оценить общую ситуацию в экономике, это индекс бизнес-климата. Он вычисляется как разница между положительными и отрицательными ответами на вопросы об изменении бизнес-условий в текущем месяце и ожидаемых изменений в будущем.
Предприятия оценивают такие параметры, как доступ к финансам/кредитам, инфраструктуру, правовые вопросы и защита бизнеса, налоговую нагрузку, проверки, штрафы и другое. Среднее значение равняется нулю, и если оно положительное, это свидетельствует об улучшении условий. Чем значение больше, чем сильнее эта динамика.
Но сейчас ни о каких улучшениях говорить не приходится
Если с начала 2016 года индекс держался выше нуля (в основном в коридоре 5-10 пунктов), то в марте 2020 – минус 24,5. В той же сфере услуг значение составило минус 27,4, в строительстве – минус 22, в промышленности – минус 19,3.
Вообще, оценка текущих бизнес-условий в марте — минус 28,7. Оценка на апрель — минус 20,3, то есть бизнес в целом ждет улучшений. Вот только судя по результатам опросов, перспективы респондентам всегда кажутся радужными, но с осени 2016 года они еще ни разу не оправдались.