Пять антикоррупционных стратегий показали все стороны системной борьбы.
Необходимость системной борьбы с коррупцией в Казахстане впервые была обозначена в 1997 году в программе «Казахстан 2030». В период 1999 – 2014 годов в стране были приняты и внедрены четыре антикоррупционные стратегии.
Отличительной чертой первоначальных попыток Казахстана противодействовать коррупции было сосредоточение внимания на карательных мерах в отношении экономических преступлений. В дальнейшем фокус государства сместился в сторону устранения бюрократических барьеров для повышения эффективности деятельности малого и среднего бизнеса.
В 2014 году общественности была представлена пятая по счету антикоррупционная стратегия на 2015-2025 годы. Каких результатов следует ожидать, с медиапорталом 365info поделился старший научный сотрудник КИСИ при президенте РК Слямжар Ахметжаров.
— Чем новая стратегия принципиально отличается от предыдущих?
— В список основных задач этой стратегии входят:
Отмечу, что эффективность антикоррупционной стратегии на 2015-2025 годы оценивается с помощью внутреннего и внешнего мониторинга.
Внутренний проводится непосредственно органом, ответственным за осуществление определенного антикоррупционного мероприятия.
Внешний — специальной группой, состоящей из представителей неправительственных организаций, медиаресурсов, госорганов и Национальной палаты предпринимателей.
Роль Антикоррупционной службы заключается в координировании общего плана действий. Уже сейчас достигнут определенный прогресс в разрезе каждой из поставленных задач стратегии.
— Какой именно?
— Во-первых, антикоррупционные усилия государства в направлении госслужбы были в основном реализованы посредством принятия нового Закона о противодействии коррупции, Закона о государственной службе в ноябре 2015 года и Этического кодекса госслужащих в декабре 2015.
Из закона о противодействии коррупции исключена норма о дисциплинарной ответственности за совершение коррупционных действий
Теперь за коррупционные правонарушения применяются только штрафы либо меры ограничения и лишения свободы. Кроме того, последние поправки в закон позволили закрепить ответственность руководителей за своих подчиненных в случае совершения ими коррупционного преступления.
Новый Закон о государственной службе направлен на внедрение принципов меритократии в процессе отбора кадров и предоставления возможности карьерного роста, основанного на компетенции, а также роста заработной платы в соответствии с достигнутыми результатами.
Этический кодекс разработан с целью повышения имиджа госслужащих. Он определяет стандарты поведения в различных ситуациях: на работе — в отношении с коллегами, подчиненными, менеджерами, а также в свободное время.
В обязанности уполномоченных по этике входит консультирование госслужащих по вопросам соблюдения требований законодательства, госслужбы, борьбы с коррупцией, разъяснение практического применения норм Кодекса этики, а также анализ причин и условий, способствующих его нарушению.
Во-вторых,
с 2016 года в стране функционирует проект «Общественный контроль». Его цель — привлечение НПО к процессу мониторинга государственных и частных структур на предмет наличия коррупционных практик
Представители НПО регистрируют жалобы граждан на злоупотребление властью со стороны госчиновников, завышения цен в сфере закупок и других аспектов. Для повышения гражданской активности правительство предоставляет государственные гранты для НПО, которые активно участвуют в мониторинге публичного пространства.
В-третьих, впервые за период независимости Казахстана антикоррупционные меры применяются к частному сектору. По закону о противодействии коррупции нацкомпании обязаны проводить внутреннюю оценку рисков коррупционной деятельности, а также утверждать антикоррупционные стандарты в своих сферах. В частности, холдинги «Самрук-Қазына» и «Байтерек» реализуют автономные антикоррупционные мероприятия и проводят внутренний мониторинг коррупционных рисков.
— Но самыми коррумпированными всегда считались правоохранительные органы. Как улучшить ситуацию?
— В правоохранительной и судебной системах усовершенствована процедура отбора кадров. В том числе с применением тестирования на детекторе лжи. Кроме того, внедрена практика аудио и видеозаписи судебных слушаний и разбирательств с целью предотвращения возможных нарушений в ходе судебных процессов.
Также в целях повышения правовой осведомленности общественности антикоррупционная служба в сотрудничестве с Генпрокуратурой, Верховным судом и Минюстом регулярно проводит круглые столы с вовлечением общественности. Подготовлены короткие видеолекции.
Наконец, для формирования антикоррупционной культуры среди молодежи в более 100 университетах в качестве элективного курса внедрена антикоррупционная дисциплина.
— Как думаете, основные результаты системной антикоррупционной работы — заслуга только госструктур и НПО, или же сознательность граждан тоже играет свою роль?
— По данным антикоррупционной службы, в последние годы наблюдается стабильный рост обращений граждан в колл-центр 1414. Успехи в формировании антикоррупционной культуры косвенно подтверждаются результатами опроса общественного мнения.
Доля граждан, негативно относящихся к коррупции, увеличилась с 61% (в 2016) до 90% (в 2018)
При этом доля столкнувшихся с коррупцией в госорганах существенно снизилась с 52% (в 2016) до 13% (в 2018). А доля тех, кто готов внести личный вклад в борьбу с коррупцией, увеличилась с 41% (в 2016) до 57% (в 2018).
— Если мы такие успешные, зачем Казахстану участие в международных антикоррупционных обьединениях?
— Это один из необходимых инструментов. Сейчас антикоррупционная служба Казахстана является членом:
Кроме того, государство регулярно предоставляет страновой отчет о состоянии коррупции в рамках Стамбульского плана действий по борьбе с коррупцией ОЭСР, а также в рамках Инициативы прозрачности добывающих отраслей (EITI).
Сейчас Казахстан находится в процессе вступления еще в два серьезных объединения — Группу государств против коррупции Совета Европы (ГРЕКО) и в Партнерство открытого правительства
В целом преследование целей, обозначенных в антикоррупционной стратегии Казахстана, позволит создать необходимые условия для дальнейшей реализации политической, социальной и экономической модернизации страны.
В этом контексте снижение уровня коррупции в государственном, квазигосударственном и частном секторах будет содействовать повышению инвестиционной привлекательности и поступательному развитию Казахстана.
Системная проработка антикоррупционных мероприятий будет способствовать формированию среди граждан культуры нетерпимости к любым проявлениям коррупции.