Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
444
-0.87
EUR
476
-0.84
RUB
4.82
0.00

От карательных мер к устранению бюрократии: все успехи борьбы с коррупцией

426
фото с сайта etcetera.media

Необходимость системной борьбы с коррупцией в Казахстане впервые была обозначена в 1997 году в программе «Казахстан 2030». В период 1999 – 2014 годов в стране были приняты и внедрены четыре антикоррупционные стратегии.

Отличительной чертой первоначальных попыток Казахстана противодействовать коррупции было сосредоточение внимания на карательных мерах в отношении экономических преступлений. В дальнейшем фокус государства сместился в сторону устранения бюрократических барьеров для повышения эффективности деятельности малого и среднего бизнеса.

В 2014 году общественности была представлена пятая по счету антикоррупционная стратегия на 2015-2025 годы. Каких результатов следует ожидать, с медиапорталом 365info поделился старший научный сотрудник КИСИ при президенте РК Слямжар Ахметжаров.

Два вида мониторинга

— Чем новая стратегия принципиально отличается от предыдущих?

— В список основных задач этой стратегии входят:

  • противодействие коррупции в сфере государственной службы;
  • внедрение института общественного контроля;
  • противодействие коррупции в квазигосударственном и частном секторе;
  • предупреждение коррупции в судах и правоохранительных органах;
  • формирование уровня антикоррупционной культуры;
  • развитие международного сотрудничества по вопросам противодействия коррупции.

Отмечу, что эффективность антикоррупционной стратегии на 2015-2025 годы оценивается с помощью внутреннего и внешнего мониторинга.

Внутренний проводится непосредственно органом, ответственным за осуществление определенного антикоррупционного мероприятия.

Внешний — специальной группой, состоящей из представителей неправительственных организаций, медиаресурсов, госорганов и Национальной палаты предпринимателей.

Слямжар Ахметжаров, фото с сайта express-k.kz

Роль Антикоррупционной службы заключается в координировании общего плана действий. Уже сейчас достигнут определенный прогресс в разрезе каждой из поставленных задач стратегии.

Меритократия и карьерный рост

— Какой именно?

— Во-первых, антикоррупционные усилия государства в направлении госслужбы были в основном реализованы посредством принятия нового Закона о противодействии коррупции, Закона о государственной службе в ноябре 2015 года и Этического кодекса госслужащих в декабре 2015.

Из закона о противодействии коррупции исключена норма о дисциплинарной ответственности за совершение коррупционных действий

Теперь за коррупционные правонарушения применяются только штрафы либо меры ограничения и лишения свободы. Кроме того, последние поправки в закон позволили закрепить ответственность руководителей за своих подчиненных в случае совершения ими коррупционного преступления.

Новый Закон о государственной службе направлен на внедрение принципов меритократии в процессе отбора кадров и предоставления возможности карьерного роста, основанного на компетенции, а также роста заработной платы в соответствии с достигнутыми результатами.

Этический кодекс разработан с целью повышения имиджа госслужащих. Он определяет стандарты поведения в различных ситуациях: на работе — в отношении с коллегами, подчиненными, менеджерами, а также в свободное время.

В обязанности уполномоченных по этике входит консультирование госслужащих по вопросам соблюдения требований законодательства, госслужбы, борьбы с коррупцией, разъяснение практического применения норм Кодекса этики, а также анализ причин и условий, способствующих его нарушению.

Во-вторых,

с 2016 года в стране функционирует проект «Общественный контроль». Его цель — привлечение НПО к процессу мониторинга государственных и частных структур на предмет наличия коррупционных практик

Представители НПО регистрируют жалобы граждан на злоупотребление властью со стороны госчиновников, завышения цен в сфере закупок и других аспектов. Для повышения гражданской активности правительство предоставляет государственные гранты для НПО, которые активно участвуют в мониторинге публичного пространства.

В-третьих, впервые за период независимости Казахстана антикоррупционные меры применяются к частному сектору. По закону о противодействии коррупции нацкомпании обязаны проводить внутреннюю оценку рисков коррупционной деятельности, а также утверждать антикоррупционные стандарты в своих сферах. В частности, холдинги «Самрук-Қазына» и «Байтерек» реализуют автономные антикоррупционные мероприятия и проводят внутренний мониторинг коррупционных рисков.

Детектор лжи

— Но самыми коррумпированными всегда считались правоохранительные органы. Как улучшить ситуацию?

— В правоохранительной и судебной системах усовершенствована процедура отбора кадров. В том числе с применением тестирования на детекторе лжи. Кроме того, внедрена практика аудио и видеозаписи судебных слушаний и разбирательств с целью предотвращения возможных нарушений в ходе судебных процессов.

Также в целях повышения правовой осведомленности общественности антикоррупционная служба в сотрудничестве с Генпрокуратурой, Верховным судом и Минюстом регулярно проводит круглые столы с вовлечением общественности. Подготовлены короткие видеолекции.

Наконец, для формирования антикоррупционной культуры среди молодежи в более 100 университетах в качестве элективного курса внедрена антикоррупционная дисциплина.

— Как думаете, основные результаты системной антикоррупционной работы — заслуга только госструктур и НПО, или же сознательность граждан тоже играет свою роль?

— По данным антикоррупционной службы, в последние годы наблюдается стабильный рост обращений граждан в колл-центр 1414. Успехи в формировании антикоррупционной культуры косвенно подтверждаются результатами опроса общественного мнения.

Доля граждан, негативно относящихся к коррупции, увеличилась с 61% (в 2016) до 90% (в 2018)

При этом доля столкнувшихся с коррупцией в госорганах существенно снизилась с 52% (в 2016) до 13% (в 2018). А доля тех, кто готов внести личный вклад в борьбу с коррупцией, увеличилась с 41% (в 2016) до 57% (в 2018).

— Если мы такие успешные, зачем Казахстану участие в международных антикоррупционных обьединениях?

— Это один из необходимых инструментов. Сейчас антикоррупционная служба Казахстана является членом:

  • Международной ассоциации антикоррупционных органов;
  • Антикоррупционной сети ОЭСР для Восточной Европы и Центральной Азии;
  • Антикоррупционной инициативы АБР/ОЭСР для Азиатско-Тихоокеанского региона;
  • Международной антикоррупционной академии;
  • Межгосударственного антикоррупционного совета СНГ.

Кроме того, государство регулярно предоставляет страновой отчет о состоянии коррупции в рамках Стамбульского плана действий по борьбе с коррупцией ОЭСР, а также в рамках Инициативы прозрачности добывающих отраслей (EITI).

Сейчас Казахстан находится в процессе вступления еще в два серьезных объединения — Группу государств против коррупции Совета Европы (ГРЕКО) и в Партнерство открытого правительства

В целом преследование целей, обозначенных в антикоррупционной стратегии Казахстана, позволит создать необходимые условия для дальнейшей реализации политической, социальной и экономической модернизации страны.

В этом контексте снижение уровня коррупции в государственном, квазигосударственном и частном секторах будет содействовать повышению инвестиционной привлекательности и поступательному развитию Казахстана.

Системная проработка антикоррупционных мероприятий будет способствовать формированию среди граждан культуры нетерпимости к любым проявлениям коррупции.

© «365 Info», 2014–2024 info@365info.kz, +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter