В этот напряженный период редакция 365info решила взять интервью у казахстанцев, находящихся за пределами страны, чтобы узнать, как они переживают это нелегкое время и как власти на местах борются с пандемией.
Жансулу Ахметова с конца февраля находится в городе Измир. Девушка уехала в Турцию для научной стажировки. У нее была возможность вернуться в Казахстан, но она решила оставаться на месте. О предпринятых мерах со стороны администрации вуза и своем состоянии она поделилась в специальном интервью.
— Расскажите о себе: откуда вы родом, и что стало целью поездки в Турцию?
— Я докторант второго курса одного из казахстанских университетов. В рамках академической программы нам необходимо было пройти научную стажировку с консультантом, который находится здесь, в Турции. Так я оказалась в городе Измир, в Эгейском университете, в Институте исследования тюркского мира.
Из Нур-Султана вылетела 27 февраля. На тот момент еще не было зарегистрировано ни одного случая ни в Казахстане, ни в Турции. Тем не менее уже тогда многие носили маски, и мы в том числе.
— Какая сейчас обстановка в Измире? Какие меры предприняли в вашем университете?
— С 16 марта всех студентов отправили на каникулы. А те, кто остался, могут сходить за продуктами в магазин на территории общежития. Здесь периодически проводится дезинфекция, большую часть сотрудников общежития распустили, остались только девять человек, которые находятся здесь и не могут никуда выезжать. Они вынуждены были остаться, так как в общежитии живут иностранные студенты. В основном это первокурсники из Казахстана, Азербайджана и Китая.
Нас здесь осталось человек 30-40. Все стараются соблюдать правила – ходят в перчатках и масках, никто ни с кем не контактирует, соблюдают дистанцию, везде установили санитайзеры, часто проверяют температуру.
О ситуации в городе в целом сказать трудно, так как мы не выходим за пределы кампуса. Но из окна общежития видно большой торговый центр, обычно всегда такой оживленный, но сейчас там нет ни одной машины. Как и у нас в Казахстане, торговля приостановлена.
— У вас ведь была возможность вернуться в Казахстан?
— Да, конечно, но мы решили остаться. Аэропорт и самолеты стали самыми опасными местами, ведь именно там всегда большое скопление людей. Тем более аэропорт Стамбула.
— Как вы оцениваете работу дипмиссии Казахстана в Турции? Держат ли с вами связь?
— Дипломатическая служба Казахстана постоянно на связи. Через Телеграм-канал ее сотрудники сообщают нам о возможных рейсах, на которых можно будет вернуться в Казахстан, собирают списки всех граждан Казахстана, находящихся в Турции. В общем, я чувствую их поддержку.
— Если говорить об обстановке в Турции в целом, что бы вы отметили?
— В принципе, обстановка, как и везде — все переживают, боятся. Турецкое правительство принимает меры и призывают людей не выходить на улицу. Но как такого официального запрета выходить на улицу пока нет, это актуально только для людей старше 65 лет. Также в стране активно идет акция #hayatevesigar (чтобы жить, дома достаточно). Турецкие власти используют все медийные каналы, чтобы призвать людей оставаться дома, включая социальные медиа, рекламу на телеканалах и стараются морально поддержать врачей.
Каждый день в девять вечера местные жители выходят на балкон и аплодируют врачам, сутками находящимся на службе. Каждый день министр здравоохранения выступает по телевидению с актуальными данными. Единственное, здесь не сообщают, в каком городе есть контактировавшие и зараженные. Наверное, чтобы население не паниковало.
— Как лично на вас повлияла сложившаяся ситуация?
— Она заставила задуматься о многом, пересмотреть свой взгляд на многие вещи. Я поняла, что много жаловалась и расстраивалась по мелочам. Теперь просыпаюсь каждый день и прошу Всевышнего, чтобы это побыстрее закончилось и мы вновь стали жить нормальной жизнью. Очень не хватает живого общения.
Хочется выйти к морю, так как вода очень успокаивает и забирает негативную энергию. Я надеюсь, что скоро все наладится и каждый человек извлечет для себя урок. Я мечтаю, чтобы наше общежитие, как раньше, заполнилось людьми. Мы сейчас даже не можем общаться вживую, все вынуждены держать связь только с помощью видео- или аудиозвонкам.
По данным на 31 марта число зараженных коронавирусом в Турции превысило 10 тыс. человек.