В Черном море исследователи Русского географического общества и специалисты минобороны РФ обнаружили затонувший пароход «Армения».
Судно погибло 7 ноября 1941 года после атаки немецкой авиации, сообщает «Первый канал». На борту были, по разным подсчетам, от шести до 10 тыс. человек — беженцев и раненых. По количеству жертв это кораблекрушение считается одним из крупнейших в истории. Для сравнения, в результате крушения «Титаника» погибли от 1490 до 1635 человек.
Место гибели госпитального судна «Армения» оставалось неизвестным без малого 79 лет. Судно обнаружили на глубине в 1500 метров в 15 милях от южного побережья Крыма. Даже под толстым слоем ила видны следы ужасающих разрушений: средняя и носовая часть искорежены, леерные ограждения буквально вывернуты наружу. При этом в нескольких иллюминаторах уцелевшие стекла.
— Обводы корпуса абсолютно не повреждены, поэтому торпедная атака исключается, и при этом ее верхняя часть и надстройки очень сильно разрушены. Такие разрушения характерны для бомбардировок с воздуха, — пояснил Сергей Фокин, исполнительный директор Центра подводных исследований РГО.
О трагической судьбе «Армении» рассказал историк Александр Зубарев.
— Это самый крупный транспорт, шесть тысяч тонн водоизмещения; на него в течение суток грузились раненые и медицинский персонал госпиталя ЧФ. Здесь, в Севастополе, по многим данным, было погружено более шести тысяч человек, а вместимость корабля по его тактико-техническим данным должна быть 900 человек, представляете, как были забиты все трюмы, людям негде было лежать, — отметил он.
Выйдя из Севастополя, капитан корабля получил приказ зайти в Балаклаву. Там на борт сотрудники НКВД погрузили опечатанные ящики с секретными материалами. Историки предполагают, что в них могло быть золото и картины Русского музея, которые в начале войны экспонировались в крымских музеях. После погрузки был получен приказ снова изменить маршрут и эвакуировать часть людей из Ялты.
В Ялту госпитальное судно «Армения» прибыло из Севастополя в ночь с 6 на 7 ноября 1941 года. По словам очевидцев, в тот момент в городе царила паника, ялтинцы пытались любой ценой попасть на борт. Немцы стояли всего в нескольких десятках километров. Около 8 утра судно взяло курс на Кавказ и отправилось в свой последний рейс.
Несмотря на строжайший запрет военного командования на выход в море днем, теплоход, не дожидаясь темноты, вышел в сторону Туапсе в сопровождении двух сторожевых катеров. Через несколько часов он был атакован вражеской авиацией и затонул всего за четыре минуты.