Кому война, а кому мать родна: с началом карантина в Алматы поездка на такси в один конец в среднем выросла на 300 тенге. Благодаря пандемии коронавируса службы такси оказались в монопольном положении и пользуются этим себе во благо.
Объективных причин поднимать тарифы такси вроде бы нет. Расходы на оказание услуг не только не выросли, но даже снизились — город без пробок, увеличилась скорость перемещения, а соответственно, снизился и расход бензина — пусть немного, но все же. И в этих условиях цены на поездки возросли. Почему?
В Яндекс.Такси утверждают: цены не повышали. Сработало повышение спроса, а дальше программа сама подняла цены (словно программа не зависит от действий ее хозяев — прим. ред.). Объясняют повышенный коэффициент на поездки ростом спроса и ограниченным предложением. Все из-за акиматовской квоты на пассажироперевозки!
— В Алматы, как и в других городах Казахстана, тарифы мы не меняли, — прокомментировал ситуацию медиапорталу 365info исполнительный директор Яндекс.Такси по развитию рынков Центральной Азии Тамирлан Шапиев. — В городе введены строгие ограничения на движение. И первый замакима утвердил список из 2 тысяч водителей, которые могут официально предоставлять услуги.
В список попали лучшие по рейтингу водители. Разрешения на передвижение по городу были призваны сократить пассажиропоток. И это понятная мера в условиях пандемии.
— Как вы объясните повышение цен на поездки на 200-400 тенге?
— Этого количества машин недостаточно, чтобы покрыть растущий спрос. Водители такси сейчас выполняют и функцию доставки, необходимость в которой и у людей, и у организаций растет с каждым днем. Сервисы по обслуживанию и авторемонту закрыты, и некоторые водители вынуждены приостановить работу из-за состояния машин, хотя у них есть разрешение на передвижение.
Учитывая, что с 20 апреля расширился список предприятий и организаций, которые вернулись в рабочий режим, спрос на поездки, скорее всего, еще увеличится. Дефицит автомобилей на линии станет ощущаться еще сильнее.
Стоимость поездки рассчитывается автоматически алгоритмами на основе множества факторов, включая спрос на машины и количество водителей на линии, готовых выполнить заказ
Сейчас в системе чаще срабатывает повышающий коэффициент — как и в любое другое время, когда спрос резко превышает предложение. Это помогает воспользоваться такси тем, кому важно уехать максимально срочно.
Отключение повышающего коэффициента может привести к тому, что в некоторых районах города в часы пикового спроса поиск подходящей машины займет много времени или вообще не даст результата. А водителям станет выгоднее подбирать пассажиров на улице, зная, что люди готовы предложить гораздо больше денег, чтобы хоть как-то уехать. Так начнет стремительно развиваться нелегальный извоз.
Вместе с партнерами находимся на связи с госорганами, чтобы оперативно решить вопрос с количеством разрешений на передвижение, которое соответствовало бы растущему спросу. Надеемся, что в ближайшее время ситуация улучшится.
Представитель оперативного штаба Алматы Индира Андирова утверждает, что о приемлемых ценах на услуги такси с перевозчиками говорили неоднократно.
— Мы этот вопрос поднимали в штабе, — прокомментировала ситуацию Андирова. — с Яндекс.Такси мы первоначально разговаривали, и они нам сказали, что вызовы сократились в 10 раз — еле доходит до тысячи. Исходя из этого, мы с ними договорились (в начале апреля 2020 года — ред.), что выделим квоту в 2 тысячи машин.
Изначально мы им говорили, что не нужно повышать цены на проезд. Наоборот, они должны были их снизить,
потому что пробок нет, а они берут плату с учетом пробок. Мы им говорили — раз город свободен, не поднимайте цену, не наживайтесь на проблемах людей. Как как я понимаю, это осталось на словах.
Итак, мотивация повышения цен — вырос спрос. Увы, на самом деле это ничего не объясняет. Да, спрос вырос, но зачем повышать цены? В стране чрезвычайное положение, в городах карантин.
Повышенный спрос и почти монопольное положение Яндекса — результат как раз чрезвычайной ситуации
Кто-то теряет работу, кто-то ее сохранил, но потерял заработок и т. д. А вот Яндекс зарабатывает.
Вырос спрос? Хорошо, просто ставьте заказы в очередь, без повышения цены, в чем проблема? Объективно к этом ничего не подталкивает. Но администрация Яндекса прячется за «алгоритмом программы» и «коэффициентом». Понять эту логику можно… просто потому что логика эта коммерчески выгодная.
Когда в стране возник ажиотажный спрос на маски, а затем появились спекулятивные предложения, власти быстро поставили сотни аптек на место, установив предельные цены. В случае с такси этого не произошло — вероятно, здесь сработали особые представления о бизнес-этикете в чрезвычайной ситуации.