Аналитик Центра ГЧП Дидар Арыстан считает, что демографическая политика Казахстана ориентирована на создание новых рабочих мест. Программа «Енбек 2017-2021» и последний пакет антикризисных мер в связи с коронавирусом предполагает создание продуктивных рабочих мест, говорит он.
С 2004 года по 2019 год население Казахстана выросло с 15 074 767 до 18 631 779 человек.
Количество родившихся за этот период выросло со 273 028 человек в 2004 году до 402 310 в 2019 году.
Количество умерших снизилось со 152 250 в 2004 году до 133 128 в 2019 году. Таким образом, рождаемость в разные годы составляла от 1,8% (2004 год) до 2,2% (2019 год) от общего числа населения на тот момент.
Количество умерших уменьшилось с 1% (2004 г.) до 0,7% в 2019 году.
— Демографическая ситуация зависит от естественного прироста и сальдо миграции. Первое является разницей между количеством рожденных и умерших. Второе — от количества убывших и прибывших на постоянное место жительство.
В сухом остатке цифры по естественному приросту выглядят следующим образом:
2004 | 2009 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | |
Население РК | 15 074 767 | 16 204 617 | 17 670 579 | 17 918 214 | 18 157 337 | 18 395 567 | 18 631 779 |
Родившиеся | 273 028 | 356 378 | 398 458 | 400 694 | 390 262 | 397 799 | 402 310 |
Умершие | 152 250 | 143 238 | 130 811 | 131 231 | 129 009 | 130 448 | 133 128 |
Сальдо | 120 778 | 213 140 | 267 647 | 269 463 | 261 253 | 267 351 | 269 182 |
Как мы видим,
за 16 лет наблюдаются положительные изменения в динамике естественного прироста населения страны
По проблеме естественного прироста проведено много исследований, приняты различные программы по развитию здравоохранения, поддержке многодетных семей и многое другое.
Все это указывает на то, что все вышеперечисленные меры имеют определенный эффект.
Естественная миграция коррелирует со здравоохранением и социальной поддержкой населения. Аналитик говорит, что с учетом текущих реалий и эпидемией коронавируса эти направления получают значительную поддержку правительства страны. Подобная тенденция, вероятно, приобретет долгосрочный характер.
— Следует анализировать то, что имеет отрицательный тренд в нашей стране, а именно внешнюю миграцию.
Миграция | 2004 | 2006 | 2011 | 2012 | 2017 | 2018 | 2019 |
Прибыло | 68 319 | 66 731 | 38 016 | 28 296 | 15 595 | 12 747 | 12 258 |
Выбыло | 65 530 | 33 690 | 32 920 | 29 722 | 37 725 | 45 225 | 45 231 |
Сальдо | 2 789 | 33 041 | 5 096 | -1 426 | -22 130 | -32 478 | -32 973 |
За период с 2004 по 2006 наблюдался тренд к росту положительного сальдо миграции. При этом в 2012 году сальдо миграции приняло отрицательное значение и в дальнейшем уже не принимало положительного значения –
из Казахстана стали больше уезжать, чем приезжать
Языковой барьер и возможный транзит власти (оба фактора для русскоговорящего населения) при проведении опросов респондентами уже не указываются.
Кроме того, процент русского населения в оттоке стал уменьшаться. Это говорит о том, что активнее уезжать из страны стали уже и казахи.
Международный опыт показывает, что отток населения из развивающихся стран в более развитые — это нормально. И в случае экономического успеха в стране-донора миграции некоторый процент последних возвращается на родину.
Эти люди возвращаются, получив достаточно знаний и опыта за рубежом.
Таким образом, перед государством стоит задача понять, что стало причиной отъезда, и сделать так, чтобы в перспективе отъездов стало меньше. В лучшем случае
создать условия для возвращения на родину уехавших
В свое время этнические немцы, украинцы, русские Казахстана целенаправленно уезжали на ПМЖ в Германию, Украину и Россию. А казахи же не исключают возможность возвращения на родину.
Если в абсолютных значениях заработная плата жителей нашей страны растет, то в реальном соотношении государству зачастую приходится напрямую вмешиваться и индексировать заработную плату госслужащих, врачей, учителей и многих других.
На мировом уровне по паритету покупательской способности заработок казахстанцев уменьшается.
Так, если средний заработок в 2008 году составлял $505, в 2019 он снизился до $485
В тенговом эквиваленте: 60 805 и 185 487 тенге.
Валюта Казахстана за указанный период обесценилась чуть более, чем в три раза. Это отразилось на покупательской способности населения, возможности путешествовать и получить образование за рубежом.
Дидар Арыстан подробнее остановился на трех главных проблемах в образовательной сфере, которые необходимо учитывать политикам и экономистам.
Первое — отсутствие института профессиональной ориентации.
— В разные годы популярными были различные специальности и профессии. Все хотели учиться на экономистов, юристов, затем нефтяников и технических инженеров. В последнее время на специалистов IT сферы.
Казахстанские вузы штамповали их, не сильно задумываясь о качестве.
Второе — отсутствие взаимосвязи между вузами и крупнейшими работодателями в Казахстане.
— Вузы не изучают потребности будущих работодателей своих студентов, основная цель которых — получение «корочки» о завершении образования.
Так, в декабре 2019 года вышла информация, что Национальная палата предпринимателей «Атамекен» совместно с министерством образования и науки и Центром развития трудовых ресурсов провела независимую оценку эффективности трудоустройства выпускников казахстанских вузов и образовательных программ.
Они пришли к выводу, что у 61 казахстанского вуза уровень трудоустройства выпускников ниже 50%.
в целом по вузам Казахстана уровень трудоустройства выпускников составил 74%
Третье — отсутствие гибкости в программах обучения вузов.
Так, к примеру, во многих университетах США первые два года обучения студент ищет свою специализацию. К третьему году обучения он уже знает, в каком направлении двигаться.
Кроме того, система образования в Стэнфорде, к примеру, позволяет получить как основную специализацию (major), так и второстепенную (minor).
Основной поток миграции из Казахстана сегодня идет в Российскую Федерацию. Люди надеются найти там хорошую работу, повысить уровень жизни.
При этом также есть небольшая доля тех, кто переезжает в более развитые страны, такие как Германия и США. Это около 400-500 человек в год.
Эти люди руководствуется не только уровнем жизни, но и возможностью самореализоваться и реализовать собственные идеи
В таких странах уже сложившаяся веками культура инвестирования в идеи и проекты. И все это при минимальном вмешательстве государства.
— Казахстану необходимо развивать собственные инклюзивные институты — как экономические, так и политические.
Без повышения уровня жизни невозможно качественно улучшить демографическую ситуацию. Без притока инвестиций невозможно повышение уровня жизни и развитие экономики. Без развитых институтов и понятных правил игры невозможно привлечение инвестиций и сохранение макроэкономической стабильности.