Коронавирус стал шансом для мировой фармацевтической отрасли поправить свой имидж.
Ключ к выживанию при пандемии лежит в руках не правительств, а компаний Big Farma. Только они имеют все необходимые ресурсы разрабатывать и производить тесты, методы лечения и вакцины. Поэтому только от них зависит, когда мир вернется к нормальной жизни… и вернется ли вообще.
За последние тридцать лет мировая
фармацевтическая отрасль заработала репутацию машины для генерирования прибыли акционеров,
а не отрасли, работающей на благо общества. Отсюда многочисленные скандалы.
Это и агрессивное продвижение продуктов независимо от возможных последствий для пациентов (например, опиоиды). Здесь же суд над Мартином Шкрели, компания которого выкупала права на производство лекарств от редких заболеваний и взвинчивала цены в 500-600 раз. И так далее.
С приходом нового коронавируса ситуация, похоже, начала меняться.
По крайней мере это в своем блоге отметил Алан Мюррей, обозреватель журнала Fortune.
«Я разговаривал с несколькими руководителями фармкомпаний. Речь шла о вакцине от коронавируса. В нашей дискуссии могу выделить три вещи.
Что касается усилий по разработке вакцины, здесь настроены оптимистично. Они сказали. «Если все пойдет по плану,
вакцина появится через 6 месяцев. Мы надеемся получить миллион доз к концу года и сотни миллионов к следующему»
С этим сложнее. На сегодняшний день в разработке находятся более 75 препаратов. Еще примерно столько же лекарств, одобренных ранее для лечения других болезней, также проходят испытание коронавирусом.
Однако
пока рано говорить о сроках появления гарантированно эффективного лекарства. Более-менее объективные результаты испытаний появятся только через несколько месяцев
Но есть шанс, что раньше, чем вакцина.
Это связано с тем, что врачи тестируют препараты, которые уже есть, и известно, что они достаточно безопасны для использования. Тогда как исследователи вакцин начинают с нуля.
Некоторые совершенно новые экспериментальные препараты на основе коронавируса также проходят испытания в лабораториях. Но еще не готовы для испытаний на людях.
Есть три наиболее распространенных подхода к лечению. Но исследования еще проводятся.
Доктор Брюс Эйлвард из Всемирной организации здравоохранения сказал, что ремдесивир был единственным препаратом, который показал какие-либо признаки эффективности в Китае.
Первоначально противовирусный препарат был разработан для лечения лихорадки Эбола. С тех пор было доказано, что он эффективен и при лечении других смертельных коронавирусов (респираторный синдром на Ближнем Востоке и тяжелый острый респираторный синдром). Это позволяет надеяться, что он будет эффективен и против Covid-19.
Было много разговоров, но мало доказательств, что пара лекарств от ВИЧ — лопинавир и ритонавир — эффективна при лечении коронавируса. Существуют некоторые лабораторные доказательства, что комбинация может работать. Но исследования на людях разочаровывают.
Использование препаратов не вело к выздоровлению, не уменьшало смертность и не понижало уровень вируса у пациентов с серьезным Covid-19. Однако поскольку исследование проводилось с крайне больными пациентами (почти четверть умерли), возможно, было слишком поздно, чтобы лекарственные препараты сработали.
Препараты против малярии являются частью испытаний Солидарности и Восстановления.
Хлорохин и родственный ему гидроксихлорохин могут обладать противовирусными и иммуностимулирующими свойствами, но пока еще мало доказательств их эффективности.
Гидроксихлорохин также используется для лечения ревматоидного артрита, потому что может помочь регулировать иммунную систему.
Лабораторные тесты показали, что он может ингибировать коронавирус, и некоторые врачи подтверждают, что он помогает пациентам.
Тем не менее ВОЗ говорит, что нет точных доказательств его эффективности.
Если иммунная система чрезмерно реагирует на вирус, это может вызвать воспаление во всем организме. Это полезно для объединения иммунной системы для борьбы с инфекцией, но слишком много может привести к побочным повреждениям в организме и может быть смертельным.
Солидарность ВОЗ исследует интерферон бета, который используется для лечения рассеянного склероза и уменьшает воспаление. Интерфероны — это группа химических веществ, выделяемых организмом при воздействии вируса.
Испытание по восстановлению в Великобритании исследует дексаметазон — тип стероидов, используемых для уменьшения воспаления.