Дети дошкольного возраста могут много потерять в развитии навыков эмоционального общения.
Одним из наиболее ярких признаков реалий сегодняшнего дня являются люди в масках. И поскольку все больше и больше граждан закрывают свои лица, становится сложно читать их выражение. Непонятно, когда человек улыбается или проявляет недовольство.
Как пишет портал brookings.edu, это не создает проблем для взрослых. Однако маленькие дети продолжают искать эмоциональные сигналы от окружающих, чтобы интерпретировать новые или потенциально угрожающие ситуации.
То есть чтобы регулировать свою реакцию на людей и новые ситуации, дети полагаются на выражение лица родителя или тон его голоса. Развитие этого эмоционального общения называется социальной привязкой и происходит между младенчеством и ранним дошкольным возрастом.
Представьте, что любопытный младенец подползает к духовке, собираясь дотронуться до нее, но посмотрев на мать, видит тревогу на ее лице. И он останавливается, потому что получил подсказку — это опасно.
Исследователи изучают социальную привязку детей, которые только начали ползать, используя принцип «визуального обрыва».
Большой стол из плексигласа с ярким рисунком. В центре стола темное пятно, которое выглядит как большая дыра. Ребенка кладут на одну сторону стола, а мать стоит на другой стороне с забавной игрушкой. Она проинструктирована — когда ребенок приближается к «дыре», надо либо улыбнуться, либо, наоборот, изобразить тревогу. В подавляющем большинстве случаев, когда дети видят улыбающееся лицо, они переползают пятно, даже не притормаживая. Но
когда видят испуг на лице матери, останавливаются и начинают внимательно изучать взглядом «опасную» зону
Во время нынешней пандемии нельзя гарантировать развитие у маленьких детей адекватной интерпретации мира. Ведь самая выразительная часть тела родителей прикрыта маской. Но есть упражнения, которые помогут частично решить эту проблему. Детей нужно учить считывать эмоции окружающих через маски. Тем более, никто не может гарантировать, что они не станут повседневным атрибутом в общественных местах на долгие годы.
И прежде чем выводить ребенка в мир безликих лиц, познакомьте его с маской заранее, в знакомой домашней обстановке.
Чтобы предотвратить распространение вирусов, закрытые масками лица становятся уже неотъемлемой частью повседневного гардероба и воспринимаются как новая норма. И в этой ситуации важно поддержать социально-эмоциональное развитие наших малышей и помочь им понять, как интерпретировать лица, спрятанные за масками.