Недавно группа мажилисменов заявила, что план по строительству общежитий на 2019 год в треском провален.
Вице-министр образования Бибигуль Асылова утверждает обратное — план даже перевыполнен почти в два раза.
На сегодня потребность в местах в студенческих общежитиях по республике испытывают 69 вузов и 105 колледжей. Всего не хватает около 83 тыс. койко-мест. Елбасы в 2018 году поручил до конца 2022 года построить общежития на 75 тыс. мест.
Бибигуль Асылова, комментируя обвинения депутатов, заявила, что на самом деле план перевыполнен. С момента объявления Третьей инициативы Елбасы
было введено в эксплуатацию более девяти тысяч новых койко-мест.
Это абсолютно новые места, которых ранее в Казахстане не было. При этом по плану до конца 2019 года нужно было ввести 5 тыс. мест. Соответственно, план перевыполнен на 183%.
Говоря о приводимых депутатами цифрах в 2,8 тыс. она ответила, что это не общее число, а только те, в которых уже размещен госзаказ.
«При этом есть объекты, которые ввели в конце года, и мы попросту не успели разместить госзаказ. Есть объекты, построенные в 2019 году за счет местного бюджета, на которых мы не будем размещать госзаказ, и объекты, построенные меценатами, которые от нас не требуют размещение госзаказа. Хочу отметить, что реализация Третьей инициативы возможна лишь за счет принятия комплексных мер. В самой инициативе поставлена задача до конца 2022 года обеспечить не менее 75 тысяч мест путем строительства вузами, колледжами и девелоперскими компаниями на принципах государственно-частного партнерства», — сказала вице-министр.
Он добавила, что государственное строительство в чистом виде хороших результатов не показало, даже если где-то и были отдельные положительные примеры. За последние 10 лет ввелось всего 8 тысяч койко-мест в общежитиях, тогда как, применяя различные механизмы, это же количество мест было обеспечено лишь за полтора года.
По словам Бибигуль Асыловой,
по итогам 2019 года свыше 9 тысяч студентов улучшили условия проживания в общежитиях.
И это является главной задачей, в достижении которой все варианты приемлемы.
«Из общего плана в 75 тысяч мест до конца 2020 года обеспечим не менее 20 тысяч студентов новыми местами в общежитиях. И все они не будут строиться в рамках госзаказа, какая-та часть профинансируется из местных бюджетов, часть, возможно, построят меценаты», — сказала вице-министр.
Она привела в пример Атырауский госуниверситет имени Досмухамедова, которому нефтяная компания подарила общежитие со всеми удобствами. По словам представителя МОН,
это своего рода социальный вклад, и крупные предприятия могли бы последовать этому примеру.
Бибигуль Асылова добавила, что министерство придерживается, и далее будет следовать принципам эффективного и рачительного использования бюджетных средств.
Вице-министр отдельно остановилась на вопросе, как работает механизм ГЧП в данном случае.
«Если говорить упрощенно, механизм предполагает, что инвестор или вуз/колледж за счет собственных средств реализуется проект по строительству, либо реконструкции общежития. После ввода общежития в эксплуатацию, в течение последующих 8 лет его собственнику помимо арендной платы от студента размещается госзаказ. В случае нового строительства, его ежегодный объем на одного студента составляет 122 МРП, при реконструкции 47 МРП. Выгода схемы помимо прочего в том, что нет целевого прямого финансирования, а значит, он исключает коррупционные риски и субъективный фактор. Равно как и риски несвоевременного ввода, потому что сам бизнес заинтересован в этом проекте», — рассказала Бибигуль Асылова.
По ее словам, в целом,
54% введенных койко-мест, реализовано частным сектором.
«Это свидетельствует о наличии интереса у бизнеса. Более того, интерес проявляют не только отечественные компании, но и иностранные инвесторы. Например, сейчас мы работаем с турецкими компаниями. Например, заключен меморандум на строительство общежитий для Евразийского национального университета с крупной холдинговой компанией AkfenHolding», — рассказала вице-министр.
Но не всегда все шло гладко. Были определенные затруднения, в особенности со стороны государственных вузов, выступавших с критикой размера госзаказа.
«По их мнению, размер не оправдывал вложенных инвестиций. Но проблема заключалась в разработанных дорогих ПСД. Стоимость 1-го койко-места доходила до 6 млн. тенге, что превышало более чем в два раза стоимости аналогичных проектов, реализованных частным бизнесом. Чтобы снять все возможные минусы механизма, Министерством проводились всевозможные мероприятия. Нам важна была обратная связь от каждого участника. К примеру, в текущем году механизм претерпел изменения. Включили индексацию размера госзаказа, до этого момента индексация не была предусмотрена, то есть размер фиксировался на момент ввода объекта в эксплуатацию. Для Алматы увеличен размер госзаказа с 122 МРП до 144 МРП. Это связано с наибольшим дефицитом мест в общежитиях и наличием сейсмозоны. То есть решили все вопросы, которые поднимали и вузы, и бизнес-структуры, и акиматы», — рассказала Бибигуль Асылова.
Она добавила, что
одно койко-место обходится от 2,5 до 3 млн. тенге.
И добавила, что используемый механизм на принципах ГЧП, позволил получить условную экономию бюджету около 12 млрд. тенге только за первый год реализации инициативы.
У депутатов была еще одна претензия. По их данным, часть введенных в эксплуатацию объектов не новые, а реконструированные.
«Во-первых, по закону об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности под строительством понимается не только возведение новых объектов, но и изменение (реконструкция) существующих объектов. Во-вторых, мы не ремонтировали старые общежития, а реконструировали для этой цели новые объекты. Например, где-то построили гостиничный комплекс или хостел, но бизнес не удался. Вуз или инвестор приобретает объект и реконструирует под общежитие», — объяснила вице-министр.
Она также же рассказала, что в крупных городах, особенно в столице и Алматы, большая проблема с земельными участками. Если и найдется свободный участок, то далеко от учебного заведения, совершенно в другом районе. Поэтому было принято решение о реконструкции объектов.
«Например, попросили Нацпалату предпринимателей, чтобы нам выбрали все недостроенные и подходящие для наших целей бизнес-центры. Сейчас предоставили учебным заведениям изучить эти предложения», — добавила Бибигуль Асылова.
Она подчеркнула, что
реконструкция не только экономнее строительства, но и позволяет ввести объект в эксплуатацию намного быстрее.
Плюс к этому, государству выгодно, чтобы здания использовались, а не простаивали. Происходит реанимирование проблемных объектов.
«При этом к реконструируемым объектам предъявляются конкретные требования. В соответствии с условиями размещения госзаказа реконструкции не подлежат здания, построенные из деревянных, каркасных, щитовых, камышитовых и других материалов расчетный срок службы которых составляет менее пятидесяти лет. Срок эксплуатации не должен превышать 50 лет, либо необходимо провести техническую экспертизу здания с предоставлением заключения о безопасности и работоспособности объекта. Также мы не рассматриваем здания промышленного и складского назначения. Кроме того обязательным условием выступает расположение зданий в черте населенных пунктов», — сообщила вице-министр.
Она добавила, что в процессе формирования этих критериев Министерством были проведены консультации с комитетом по делам строительства, ЧС и санэпидемстанцией. Все требования объективны, и согласованы с государственными органами.