При этом операционная прибыль компании по сравнению с 2018 годов выросла на 35%. Об этом сегодня на пресс-конференции рассказал председатель правления АО «НК «Қазақстан темір жолы» Сауат Мынбаев.
— У нас двоякие результаты. С одной стороны производственные результаты у нас хорошие, операционная прибыль составила 173 млрд тенге, это больше 2018 года на 35%. Но в части итоговой прибыли «КТЖ» завершил год с убытками, это 75 млрд тенге. Это лучше чем в предыдущий год, но, тем не менее, это отрицательный результат, — сказал он.
Причин для такого положения дел несколько. Во-первых в 2019 году компания начала выкупать еврооблигации, чтобы уменьшить долю валютных долгов в кредитном портфеле «КТЖ». К концу 2018 года это было 57%. Сейчас – 38%.
— Это все еще много, но все же меньше. И поскольку 80% нашей выручки формируется в тенге, мы не можем иметь большую долю валютных займов в кредитном портфеле и этот обратный выкуп решал этот вопрос, — добавил он.
Помимо этого, прошлый год для национального перевозчика ознаменовался отказом от непрофильных активов.
— Мы управляли достаточно многими аэропортами и они возвращены предыдущим владельцам. Мы передали МЦПС «Хоргос» в ведение акимата Алматинской области, находимся на стадии завершения передачи СЭС Хоргос в акимат. Социальные некоторые объекты – это непрофильные для нас активы. Мы их вернули. Мы вернули суда, вернее объединили с «Казмортрансфлотом». Я не думаю, что мы можем позволить себе две национальные компании судовладельца на Каспии. И это всё, понятно, принесло определённые финансовые плюсы и возможность компании сосредоточиться на нашей основной деятельности, каковой являются перевозки, — рассказал Мынбаев.
Помимо этого, компания вернула из аренды в операционное управление все грузовые вагоны, были улучшены условия по обеспечению топливом, в частности понижены ставки на экипировку. Пересмотрены договоры с «Транстелеком», «General Electric». И самое значимое достижение, по словам главы нацкомпании – решен вопрос просроченных платежей.
— На сегодняшний день мы имеем просроченную кредиторскую задолженность – 0. Это означает, что мы 100% выполняем все свои текущие финансовые обязательства, — с гордостью отметил он.
Специалисты Deutsche Bahn приглашенные для работы в АО НК «КТЖ» окупили себя. При их поддержке национальный перевозчик смог на выгодных условиях завершить контракт с заводом «Тальго». Но главное их преимущество — неангажированность. Именно это качество иностранцев помогает выходить компании на качественно новый уровень.
— Много вопросов было не только в соцсетях, в прессе, но и от отдельных госорганов по поводу привлечения команды Deutsche Bahn. Скажу, что сегодня в «КТЖ» работают восемь представителей Deutsche Bahn. Естественно, уровень зарплаты у них выше, чем в среднем в КТЖ. На других условиях не привлечёшь этих специалистов. Подчеркну, что они уже окупились. Потому что с их поддержкой и в частности с поддержкой Deutsche Bahn в целом, мы считаем, на хороших условиях договорились по завершению контракта с компанией «Тальго». На сегодня у нас в парке 570 вагонов «Тальго», понятно, они будут оставаться в эксплуатации. Но нам удалось понизить сервисный договор по цене и таким образом КТЖ получило уже соответствующие выгоды, — сообщил Сауат Мынбаев.
По его словам, Базовый контракт с Deutsche Bahn предполагал покупку около 600 вагонов «Тальго». И остановить уже подписанный контракт было не просто. Тем более, что уже имеющиеся вагоны нуждаются в сервисном обслуживании. Всего на данный момент на заводе находится 62 несобранных вагонокомплекта, за которые АО «КТЖ» уже заплатило деньги.
— Это были не простые переговоры, которые продолжались на протяжении года. Почему я выделил помощь немецких специалистов в этом процессе. Дело в том, что у них в Европе свои контрактные отношения с «Тальго», и имея эти отношения у них было большие возможностей влиять на партнеров в ходе переговоров, — пояснил он.
Ожидаемые выгоды от работы немцев в компании, в том числе от уже подписанного соглашения с «Тальго» за весь период 2019-2030 годы — 96 млрд тенге. В том числе 309 млн тенге в 2019 году. Причина приглашения этих специалистов – внедрение этих новых стандартов, методик, процедур, с которыми мы связываем выход пассажирского сервиса на новый качественный уровень.
Отвечая на вопрос о причинах закрытия завода «Тальго» глава КТЖ сообщил, что дело в небольшом количестве пассажирских мест в этих вагонах. А значит — небольшой экономической выгоде.
— Вагоны «Тальго» по посадочным местам как минимум в 3 раза меньше, чем в стандартные вагоны. Поэтому затраты на пассажироместо в 2 раза выше. И понятно это сказывается на экономике пассжирских перевозок. И, кроме того, поезд «Тальго», это не вагоны, а именно поезд. Его гибко отцеплять, прицеплять можно только в условиях депо, а это 3 дня, и это влияет на гибкость пассажиропотока.
Он также добавил, что очевидный плюс поезда «Тальго» — скорость — не реализуется в условиях железных дорог Казахстана. А потому целесообразности в использовании более дорогих вагонов национальный перевозчик больше не видит.