Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
499
+0.17
EUR
523
+3.12
RUB
4.81
-0.04

Транзит власти в Таджикистане: передача по наследству уже началась — эксперт

3688
Эмомали Рахмон. Источник — ИА Regnum

Похоже, в Таджикистане пройдет уже апробированный вариант передачи власти по наследству. Как считает координатор экспертной платформы «Большая Евразия» Сергей Масаулов, процесс передачи уже запущен.

Об этом он пишет в статье, опубликованной на портале ИАЦ МГУ.

Задача номер один — сохранить завоеванные позиции

Маджлис народных депутатов Душанбе выдвинул кандидатуру председателя Душанбе Рустама Эмомали в члены Маджлиси Милли Маджлиси Оли (верхняя палата парламента). Рустам — старший сын нынешнего президента страны Эмомали Рахмона.

Согласно Конституции, вторым лицом в государстве, а именно тем, кто в случае недееспособности президента может заменить его, является председатель верхней палаты парламента. Следовательно, логично напрашивается следующий шаг: Рустам Эмомали должен возглавить палату.

Таким образом, можно говорить о таджикском варианте преемственности политической власти

Каждая из стран Центральной Азии пытается найти свой путь решения этого вопроса. При этом анализ ситуации и шагов по обеспечению преемственности власти было бы опрометчиво сводить только к родственным связям. Возможно обратить внимание и на правовые позиции, становящиеся основаниями легитимного обеспечения такой преемственности.

Транзит власти в Туркменистане: от Бердымухамедова к Бердымухамедову?

Вообще, этот вопрос в странах Центральной Азии с началом демократических преобразований в 90-х гг.

всегда был важнейшим для правящих классов в их стремлении удержаться на завоеванных позициях

Буферная зона президентского масштаба

С момента появления Р. Эмомали на должности главы Душанбе процесс передачи власти в стране фактически был запущен. Калейдоскоп событий с начала 2020 года показал, что эта мера оказалась расчетливой, дальновидной и

может быть интерпретирована как попытка правящей группы обезопасить свои тылы

и обеспечить еще большую устойчивость собственной власти.

Планомерно, год за годом, отдавая ключевые позиции в правительстве и властных структурах своим родственникам и доверенным лицам, президент Таджикистана Эмомали Рахмон создал большую политическую «буферную зону» вокруг своего поста. При этом какой-либо угрозы его правлению внутри страны не просматривается.

Чем закончится китайская экспансия в Таджикистан? — исследование

Оппозиционное объединение «Национальный альянс Таджикистана» (НАТ) сформировало свои исполнительные структуры на встрече лидеров различных организаций и движений еще 9 сентября 2018 г. Согласование целей произошло в Германии после долгих консультаций и при помощи ряда западных деятелей. В состав объединенного таджикского правительства вошли представители от:

  • партии исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ) – М. Кабири;
  • «Конгресса свободомыслящих Таджикистана» — А. Шерзамонова;
  • движения «Реформа и развитие Таджикистана» — Ш. Гадоева;
  • «конгресса мигрантов Центральной Азии» — И. Ёкубова.

Лидером альянса ожидаемо стал глава ПИВТ Мухиддин Кабири. И это не случайно, поскольку только это объединение имеет какие-то организационные формы, сложившуюся структуру управления, а также историю вооруженной борьбы и системной оппозиции в парламенте.

Немаловажно, что Кабири являлся узнаваемым лидером у себя в стране, а также известным политиком в Европе, на Ближнем и Среднем Востоке. При этом он является светским главой исламской партии, доктором философии, хорошо говорящим на разных языках. Имеет опыт коммуникаций с оппонентами в разных условиях, включая большие публичные мероприятия.

Участие других руководителей движений и организаций в альянсе лишь оформляет лидерство Кабири и создает политическую основательность хотя бы в сфере PR.

Угрозы для Рахмона

Угрозы нынешнему правлению складываются за пределами границ Таджикистана. Это

радикальные террористические группировки и стоящие за ними крупные страны,

имеющие свой интерес в данном регионе.

Опальный командир ОМОН Таджикистана Гулмурод Халимов, сбежавший в Сирию и в 2018 году возглавивший боевые силы иностранных наемников в Афганистане, публично угрожал действующей власти вернуться и свергнуть ее силой.

Перспектива «цветных сценариев» маячит перед Таджикистаном постоянно,

а в 2020 году она становится возможным сценарием в связи с резкими и неожиданными переменами в мировой и региональной обстановке. Предусмотреть их конфигурацию нельзя, поскольку страны оказались в процессе быстрых изменений.

Думается, что прямая силовая агрессия действующей власти не страшна, но вот видеть возможное нарастание проблем изнутри всегда актуально. В таких условиях

важно обеспечить действенный контроль за позициями, важными для главы государства в первую очередь на конституционном уровне

Поэтому нужен лояльный и надежный кандидата на ключевую позицию – председатель Маджлиси Милли.

Опыт преемственности в регионе

Сценарии смены власти в странах Центральной Азии различны. Опробованы уже:

  • наследственные формы внутри узкой правящей группы,
  • долгое сохранение интриги при выращивании исподволь преемника власти первого лица государства,
  • легитимная передача власти вновь избранному президенту при сохранении ключевых властных позиций прежнего руководителя и реальных возможностей для него в выстраивании политики государства.

И это не двоевластие, как уже отметили вдумчивые исследователи. Был в Центральной Азии и опыт кровавых переворотов, а также демократических по процедурам выборов. Хотя и здесь не обошлось без указания на желательного для лидера преемника.

Не было только варианта прямого получения власти от отца к сыну, хотя в других странах Евразии такое уже случалось, либо исподволь готовится. Во всех случаях наблюдатели отмечают как сложности процессов, так и очевидные ошибки в реализации планов.

В результате проводимых реформ в странах Центральной Азии наряду с несомненными достижениями обострились старые и возникли новые проблемы в жизни общества и страны.

Верховная власть теряет эффективность

Элиты остаются пока зависимыми от сложившегося архаичного менталитета. Это прежде всего неспособность договориться, стремление победить оппонентов, а не принять саму возможность другой точки зрения.

Если нарушения правопорядка принимают массовый характер при чрезмерном социальном расслоении общества на богатых и бедных,

создаются условия нестабильности и опасности социальных и межэтнических конфликтов.

В этом источник опасности для сложившихся политических режимов.

Отсюда проблема:

в государственном механизме отсутствует инстанция абсолютной воли к справедливым решениям в отношении разных социальных слоев общества,

решениям, соответствующим нравственному чувству народа.

Сохранились перелицованная административная система и некомпетентность управления, что ведет к отчуждению народа от власти. Сказывается принципиальная недостроенность и нестабильность структур демократических институтов власти.

Усугубляется разрыв между словом и делом, характерный для системы чиновно-фразеологического управления страной. Принимаются новые законы и указы, которые не имеют механизмов реализации. Несовершенна и не упорядочена сама сфера принятия и осуществления решений. Верховная власть потеряла авторитет и теряет эффективность.

Преемник известен заранее

Ценность человеческой жизни, здоровье и достоинство личности обесценились в странах Центральной Азии

и ушли в глубокие слои духовной архаической культуры. Человеческий капитал и человеческий потенциал не стали основной ценностью.

Проблема: уничтожается сама возможность проявления лучших людей нации

Происходит практически неуправляемая трансформация хозяйства и общества. Отсутствует национальная идея и неоспоримые достойные символы, внушающие гордость.

Таким образом, три слова определяют умонастроения людей в странах, где непрерывные реформы идут уже почти 30 лет, – надоело, стабильность, порядок.

Поэтому актуальным становится вопрос о типах преемственности власти, так как создалась угроза основам сложившегося общества. Среди разных типов преемственности власти в связи со сложившейся ситуацией преимущество имеет такой тип, когда преемник известен заранее. Именно так было на пространстве Центральной Азии издревле.

© «365 Info», 2014–2024 [email protected], +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter