Перед Таджикистаном маячит перспектива «цветных» революций, и правящие элиты стараются всеми силами удержать свои позиции.
Похоже, в Таджикистане пройдет уже апробированный вариант передачи власти по наследству. Как считает координатор экспертной платформы «Большая Евразия» Сергей Масаулов, процесс передачи уже запущен.
Об этом он пишет в статье, опубликованной на портале ИАЦ МГУ.
Маджлис народных депутатов Душанбе выдвинул кандидатуру председателя Душанбе Рустама Эмомали в члены Маджлиси Милли Маджлиси Оли (верхняя палата парламента). Рустам — старший сын нынешнего президента страны Эмомали Рахмона.
Согласно Конституции, вторым лицом в государстве, а именно тем, кто в случае недееспособности президента может заменить его, является председатель верхней палаты парламента. Следовательно, логично напрашивается следующий шаг: Рустам Эмомали должен возглавить палату.
Таким образом, можно говорить о таджикском варианте преемственности политической власти
Каждая из стран Центральной Азии пытается найти свой путь решения этого вопроса. При этом анализ ситуации и шагов по обеспечению преемственности власти было бы опрометчиво сводить только к родственным связям. Возможно обратить внимание и на правовые позиции, становящиеся основаниями легитимного обеспечения такой преемственности.
Транзит власти в Туркменистане: от Бердымухамедова к Бердымухамедову?
Вообще, этот вопрос в странах Центральной Азии с началом демократических преобразований в 90-х гг.
всегда был важнейшим для правящих классов в их стремлении удержаться на завоеванных позициях
С момента появления Р. Эмомали на должности главы Душанбе процесс передачи власти в стране фактически был запущен. Калейдоскоп событий с начала 2020 года показал, что эта мера оказалась расчетливой, дальновидной и
может быть интерпретирована как попытка правящей группы обезопасить свои тылы
и обеспечить еще большую устойчивость собственной власти.
Планомерно, год за годом, отдавая ключевые позиции в правительстве и властных структурах своим родственникам и доверенным лицам, президент Таджикистана Эмомали Рахмон создал большую политическую «буферную зону» вокруг своего поста. При этом какой-либо угрозы его правлению внутри страны не просматривается.
Чем закончится китайская экспансия в Таджикистан? — исследование
Оппозиционное объединение «Национальный альянс Таджикистана» (НАТ) сформировало свои исполнительные структуры на встрече лидеров различных организаций и движений еще 9 сентября 2018 г. Согласование целей произошло в Германии после долгих консультаций и при помощи ряда западных деятелей. В состав объединенного таджикского правительства вошли представители от:
Лидером альянса ожидаемо стал глава ПИВТ Мухиддин Кабири. И это не случайно, поскольку только это объединение имеет какие-то организационные формы, сложившуюся структуру управления, а также историю вооруженной борьбы и системной оппозиции в парламенте.
Немаловажно, что Кабири являлся узнаваемым лидером у себя в стране, а также известным политиком в Европе, на Ближнем и Среднем Востоке. При этом он является светским главой исламской партии, доктором философии, хорошо говорящим на разных языках. Имеет опыт коммуникаций с оппонентами в разных условиях, включая большие публичные мероприятия.
Участие других руководителей движений и организаций в альянсе лишь оформляет лидерство Кабири и создает политическую основательность хотя бы в сфере PR.
Угрозы нынешнему правлению складываются за пределами границ Таджикистана. Это
радикальные террористические группировки и стоящие за ними крупные страны,
имеющие свой интерес в данном регионе.
Опальный командир ОМОН Таджикистана Гулмурод Халимов, сбежавший в Сирию и в 2018 году возглавивший боевые силы иностранных наемников в Афганистане, публично угрожал действующей власти вернуться и свергнуть ее силой.
Перспектива «цветных сценариев» маячит перед Таджикистаном постоянно,
а в 2020 году она становится возможным сценарием в связи с резкими и неожиданными переменами в мировой и региональной обстановке. Предусмотреть их конфигурацию нельзя, поскольку страны оказались в процессе быстрых изменений.
Думается, что прямая силовая агрессия действующей власти не страшна, но вот видеть возможное нарастание проблем изнутри всегда актуально. В таких условиях
важно обеспечить действенный контроль за позициями, важными для главы государства в первую очередь на конституционном уровне
Поэтому нужен лояльный и надежный кандидата на ключевую позицию – председатель Маджлиси Милли.
Сценарии смены власти в странах Центральной Азии различны. Опробованы уже:
И это не двоевластие, как уже отметили вдумчивые исследователи. Был в Центральной Азии и опыт кровавых переворотов, а также демократических по процедурам выборов. Хотя и здесь не обошлось без указания на желательного для лидера преемника.
Не было только варианта прямого получения власти от отца к сыну, хотя в других странах Евразии такое уже случалось, либо исподволь готовится. Во всех случаях наблюдатели отмечают как сложности процессов, так и очевидные ошибки в реализации планов.
В результате проводимых реформ в странах Центральной Азии наряду с несомненными достижениями обострились старые и возникли новые проблемы в жизни общества и страны.
Элиты остаются пока зависимыми от сложившегося архаичного менталитета. Это прежде всего неспособность договориться, стремление победить оппонентов, а не принять саму возможность другой точки зрения.
Если нарушения правопорядка принимают массовый характер при чрезмерном социальном расслоении общества на богатых и бедных,
создаются условия нестабильности и опасности социальных и межэтнических конфликтов.
В этом источник опасности для сложившихся политических режимов.
Отсюда проблема:
в государственном механизме отсутствует инстанция абсолютной воли к справедливым решениям в отношении разных социальных слоев общества,
решениям, соответствующим нравственному чувству народа.
Сохранились перелицованная административная система и некомпетентность управления, что ведет к отчуждению народа от власти. Сказывается принципиальная недостроенность и нестабильность структур демократических институтов власти.
Усугубляется разрыв между словом и делом, характерный для системы чиновно-фразеологического управления страной. Принимаются новые законы и указы, которые не имеют механизмов реализации. Несовершенна и не упорядочена сама сфера принятия и осуществления решений. Верховная власть потеряла авторитет и теряет эффективность.
Ценность человеческой жизни, здоровье и достоинство личности обесценились в странах Центральной Азии
и ушли в глубокие слои духовной архаической культуры. Человеческий капитал и человеческий потенциал не стали основной ценностью.
Проблема: уничтожается сама возможность проявления лучших людей нации
Происходит практически неуправляемая трансформация хозяйства и общества. Отсутствует национальная идея и неоспоримые достойные символы, внушающие гордость.
Таким образом, три слова определяют умонастроения людей в странах, где непрерывные реформы идут уже почти 30 лет, – надоело, стабильность, порядок.
Поэтому актуальным становится вопрос о типах преемственности власти, так как создалась угроза основам сложившегося общества. Среди разных типов преемственности власти в связи со сложившейся ситуацией преимущество имеет такой тип, когда преемник известен заранее. Именно так было на пространстве Центральной Азии издревле.