Девальвация может дать временную передышку. Но чтобы избежать падения экономики, нужно менять систему в целом.
В конце 2019 года правительство РК сформировало бюджет на 2020-2022 годы, исходя из стоимости нефти в 55 долларов за баррель и 370 тенге за доллар. Однако усилившаяся паника из-за коронавируса уже к весне 2020 года привела к обвалу цен на нефть до 35 долларов.
Возникает логичный вопрос: как при таких показателях избежать дефицита бюджета? До какого уровня нужно девальвировать тенге? Пока он хоть и ослаб, но доллар так и не превысил отметку в 400. А может есть другие рецепты?
Экономист Магбат Спанов убежден, что тенге был переоценен уже давно, еще в 2019 году. Просто тогда его сдерживали и продолжают это делать сейчас.
— Реальный курс гораздо больше того, что сейчас торгуется на бирже. За 400 он точно давно бы уже перевалил
И все же это не первый и не последний кризис, который переживает наша страна. Другое дело, к какому качеству жизни уровня населения это приведет. Вообще, оно начало ухудшаться с 2012 года, когда мы сначала вошли в 50-ку развитых стран мира, а после этого идем только вниз, — утверждает экономист.
В целом, по мнению Спанова, у государства наверняка есть запасные варианты.
— Просто пойдут по худшему сценарию, сократят инвестиционную программу, заморозят какие-то проекты. Среди них, думаю, окажется и алматинский ЛРТ. Какие именно приостановить, нужно хорошо подумать, а для этого необходимо провести слушания. Они должны заново подготовить бюджет и пересмотреть все намеченные проекты по степени значимости. Думаю, пока
не надо делать газификацию, надо притормозить строительство доступного жилья, надо прекратить погашать кредиты малообеспеченным
А то некоторые берут, потом не могут вернуть, а расплачиваются за них все налогоплательщики. В целом в связи с текущей ситуацией Казахстану нужно будет «затянуть пояса», — замечает экономист.
А государство, прежде чем девальвировать тенге, должно посмотреть, как пройдет первый квартал.
— Возможно, нефть «отыграет» и снова будет 50-55 долларов.
Сейчас надо не паниковать, а адекватно принимать решения, исходя из развития ситуации
Хотя после вчерашнего не совсем профессионального выступления министра нацэкономики Руслана Даленова создается впечатление, что министерство само в растерянности и панике, а чиновники не знают что делать, — замечает Спанов.
Между тем, по мнению экономиста Петра Своика, девальвация тенге может дать только временный эффект. И так как текущая ситуация на мировых рынках продержится еще несколько лет, в целом требуется принятие более глобальных решений.
— Президент Касым-Жомарт Токаев сказал, что нам нужен новый экономический курс и глубокие радикальные реформы. На мой взгляд, это должен быть евразийский формат — то есть не торговый, как сейчас, а совместный, инвестиционный.
Это совместный формат развития и совместное участие в той очень жесткой и судьбоносной борьбе за передел мировых рынков,
в которой сейчас участвует Россия. Нынешний, суверенный и фактически «колониальный» формат, сейчас себя исчерпывает. И это нам показывают последние события, — заключает Своик.