Гибель людей и массовые погромы не останутся безнаказанными.
11 февраля после трагических событий в Кордайском районе Жамбылской области был созван Совет безопасности под председательством Нурсултана Назарбаева. Главным в повестке был вопрос стабилизации ситуации в пострадавших от беспорядков населенных пунктах.
«Сложившаяся ситуация меня сильно тревожит. Мы вместе с нашим народом прошли немалые трудности за эти 30 лет. Молодежь даже представить себе не может эти проблемы. В Казахстане приостановили свою деятельность 130 предприятий, 2,5 миллиона человек остались без работы и без заработка, не было тепла в домах, был дефицит продуктов питания. Мы все это прошли вместе», — сказал председатель Совбеза присутствующим.
После обсуждения центральным государственным и местным исполнительным органам были даны поручения по дальнейшей реализации программ, направленных на решение социально-экономических проблем в регионах страны. В том числе в сферах обеспечения занятости населения и инфраструктурного развития, а также реконструкции и возведения социальных объектов. Ассамблея народа Казахстана получила задание работать на опережение.
Получится ли, если массовые беспорядки на межнациональной почве в стране происходили неоднократно? Политолог Эдуард Полетаев считает вмешательство Совбеза в ситуацию полезным для решения острого вопроса.
— Какой будет толк от вмешательства Совбеза, если на нескольких предыдущих аналогичных конфликтах шишек набили, а выводов так и не сделали?
— Начнем с того, что статус Совбеза значительно усилился с 1991 года, когда он был создан. В начале независимости он был консультативно-совещательным органом, а сейчас конституционный. Возглавляет его первый президент. Соответственно, мощь этого органа увеличилась.
Кстати, это характерно не только для Казахстана. Недавно в России Дмитрия Медведева назначили зампредом Совбеза и еще ввели несколько должностей.
Такой орган на постсоветском пространстве хотя бы в двух странах играет существенную роль
Повестка последнего заседания была призвана определить, какие задачи нужно решить, чтобы в первую очередь отстоять интересы Казахстана. Там шла речь и о международной повестке — борьбе с коронавирусом. Угрозу от него обсуждают на таких серьезных мероприятиях не в одной стране мира. Казахстан не исключение.
В повестку вошел, естественно, неожиданный вызов, связанный с кордайскими событиями. Они, безусловно, в условиях информационной открытости сильно ударили по имиджу Казахстана как многонациональной страны. Поэтому Ассамблее была поставлена задача в следующий раз играть на опережение.
Нужно учитывать и то, что у Ассамблеи 1 марта своеобразный юбилей. В этот же день отмечается и день благодарности. Насколько я знаю,
еще в 2019 году первый президент поручил провести этот юбилей Ассамблеи на государственном уровне. И тут такая незадача, мягко говоря
Нужно все эти серьезные вещи брать на контроль. А все, что решено Советом безопасности, брать всем госорганам на исполнение. Думаю, все эти шестеренки завертятся. Виноватых найдут, накажут и постараются, чтобы такие вещи больше не повторялись.
— А как же пресловутый мониторинг, по отсутствую в стране которого не прошелся разве что ленивый?
— Мониторинг — вещь достаточно серьезная. В атмосфере, когда все хорошо, на многие проблемные вещи попросту не обращают внимание. Такой мониторинг требует большого вложения финансовых и интеллектуальных средств. Поэтому чтобы воспрепятствовать в будущем возникновению ситуаций, подобных кордайской, нужно подключать общественников и аналитиков.
Есть социологические структуры, которые в последнее время заявляют о недостаточной поддержке государства для выполнения актуальных исследований
В то же время проведенные изыскания отсутствуют в открытом доступе.
Мы видим, как социология действует в других странах. Но в Казахстане опросов практически нет. И это проблема. Причем не только Ассамблеи.