Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
447
-0.91
EUR
476
-2.17
RUB
4.79
+0.03

Польза от коронавируса: люди учатся пользоваться онлайн услугами

351

О новых перспективах рассказывает Евгений Щербинин, сооснователь и один из руководителей компании Prime Source. Евгений восемнадцать лет занимается цифровизацией и внедрением систем искусственного интеллекта в Казахстане, России и США.

Компания Prime Source, крупнейший в стране интегратор программного обеспечения, принимает участие в государственных программах «Цифровой Казахстан» и «ИТ-чемпионы». В частности, реализует проекты по цифровой трансформации в национальных управляющих холдингах «Зерде», «КазАгро», «Байтерек», «Самрук-Казына», «КазМунайГаз», «Казахтелеком», КТЖ, «Казатомпром», «Казпочта».

Влияние вируса

— По сути, то, что большая часть нашего населения до сих пор не умеет пользоваться программными продуктами и приложениями, это как в эпоху комбайнов и тракторов продолжать пахать землю сохой. Все, кто хочет и может, сейчас пользуются, к примеру, услугами электронного правительства. Не могут только те, кто не хочет разбираться, связываться.

Не было бы счастья, да несчастье помогло. В связи с кризисом наши люди будут вынуждены научиться пользоваться онлайн услугами и автоматизировать процессы предприятий. Я считаю, что прямо сейчас государству необходимо подключаться и директивно заставлять использовать доказавшие свою эффективность цифровые технологии. Иначе никак.

Вот конкретный пример. В 2010-2011 годах Фонд «Самрук-Казына» спустил по всем своим подотчетным организациям распоряжение об автоматизированной консолидации финансовой отчетности и бюджетирования. Это дало им импульс, а за эти годы большинство функций учета было автоматизировано. Все, что до этого делалось вручную, теперь стали делать посредством программ.

Какие еще услуги можно перевести онлайн?

— Сегодня до сих пор не оцифрованы процессы получения займов, гарантий, субсидий, к примеру, и в сельском хозяйстве. При этом в банках, где все процессы давно автоматизированы, такие услуги предоставляются в течение 5 минут. А в сельском хозяйстве, к примеру, процесс может затянуться до 30 дней. Это пример того, как можно за счет цифровизации существенно увеличить эффективность использования государственных ресурсов. Кроме того, реализация цифровых проектов позволит получить внешнюю валютную выручку. Для этого у Казахстана есть и ресурсы, и мозги. Главное, нам всем нужно преодолеть ментальную косность.

Евгений привел свежий пример, как в Комитете государственных доходов (КГД) с 2018 года используется система управления рисками:

— В КГД было разработано 26 моделей рисков. Одним из результатов использования этой системы стало то, что категорирование налогоплательщиков по уровням риска и отбор на проверки ведется методами цифровой аналитики, где исключен человеческий фактор.

В итоге в национальный бюджет дополнительно поступило 132 млрд тенге

Критическая масса

До сих пор к самой идее цифровизации в нашей стране многие относились очень скептически. Но коронавирус, похоже, сыграл свою положительную роль в этом. Egov вдруг стал более оперативным. Он, например, выдает карты локализации вируса в Казахстане. Кроме того, с конца марта 2020 года доступно полностью дистанционное получение электронной цифровой подписи.

— Да, до сих пор все развивалось медленно. Но за последний год в части электронных услуг произошел серьезный прорыв по нескольким причинам. Во-первых, накопилась некая критическая масса в госорганах по цифровизации. Сам Egov – портал, который только интегрирует между собой другие госорганы. Если ничего не готово в одном из стейкхолдеров, то и Egov не сможет полноценно функционировать. Но теперь этот портал может выдавать свои услуги населению, потому что министерства доцифровали свои функции. Быстро растет количество услуг, которые могут выдаваться удаленно.

Дистанционные услуги – это данность

— Пока не было острой необходимости разбираться в технологиях, люди создавали очереди в ЦОНах, в то время как почти все услуги можно было получить самостоятельно, сидя за домашними компьютерами.

На самом деле на период карантина в Алматы и Нур-Султане закрыли все ЦОНы, так что наши граждане вынуждены заходить на портал электронного правительства.

— Цифровизация – это задача выживания.

Нужно активно использовать период карантина, чтобы инвестировать в цифровизацию для повышения производительности труда

как в госсекторе, так и в квазигоссекторе. Если это произойдет, мы увидим увеличение государственных дистанционных услуг в сфере образования, медицины, промышленности.

Официальная директива на уровне правительства?

Мой собеседник считает, что нашим гражданам и руководству компаний нужны директивы сверху, иначе все так и будут жить и работать как 20 лет назад.

— Известно, что большой процент ВВП генерится госхолдингами, которые входят в «Самрук-Казына». У них пока не сформировалось понимания того, что цифровизация жизненно необходима, и это уже не просто тренд – это их обязанность.

Управленцы этих компаний построили свою карьеру в традиционных, не цифровых условиях, и могут недооценивать революционный потенциал технологий в управлении и повышении эффективности процессов.

Индия и Беларусь в авангарде цифровизации

Эксперт привел два примера успешной цифровизации.

Так, сегодня в Беларуси почти 6% ВВП составляют доходы государства от IT- услуг на внешнем рынке. Это сопоставимо с уровнем ВВП от сельского хозяйства — 6,4%

По некоторым прогнозам, к 2022 году доля IT-сектора в экономики Беларуси вырастет до 10%.

Что касается Индии, именно там работают такие гиганты, как Tata Consultancy Services с полумиллионным штатом сотрудников и капитализацией более $100 млрд, Infosys — 228 тыс. сотрудников, капитализация $43,5 млрд, Wipro — 187 тыс. сотрудников, капитализация более $17 млрд.

Всего несколько лет

— Госкомпании должны понимать, что глобально у нас есть всего несколько лет для того, чтобы перевернуть положение дел за счет использования цифровых технологий. Я вижу, что если все это будет, мы увидим проникновение цифровых услуг в ежедневную жизнь каждого человека. Сейчас для этого есть потенциал.

© «365 Info», 2014–2024 info@365info.kz, +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter