Легкая промышленность Казахстана до сих пор считалась неинтересной для государства с точки зрения инвестиций. Выжившие вопреки всему отечественные бренды предлагают ряд мер для реанимации отрасли. В частности, государство может взять на себя часть расходов за аренду площадей в торговых центрах — по примеру правительства Турции.
Ранее спикер Сената Дарига Назарбаева обращала внимание на то, что в Казахстане министерство обороны и другие ведомства размещают госзаказы за границей. Предприятия легкой промышленности, которые по сути являются работодателями для казахстанцев, госведомствами почти игнорируются. Создается парадоксальная ситуация: государственные деньги Казахстана уходят за границу и создают рабочие места там. В то время как мировой опыт говорит: делать нужно прямо наоборот.
Еще в далеком 1933 году правительство Турции решило, что государственная поддержка – трамплин для частного бизнеса. И первым делом кредитовало строительство государственных прядильных и ткацких фабрик. Через шесть лет объем производства легкой промышленности в стране вырос на 60%; выпуск хлопчатобумажной пряжи, тканей и одежды — на 65%; шерстяной пряжи, тканей и одежды – на 40%; кожаных изделий – на 38%.
В 1940-50-е годы правительство Турции пошло на дальнейшие реформы отрасли:
В результате этих и других шагов в стране за короткий период резко возросло количество текстильных, швейных, трикотажных и кожевенно-обувных предприятий. Выросло производств одежды и домашнего текстиля. Активизировалась торговля на внутреннем рынке. Особенно это сказалось на развитии Стамбула — крупнейшего города страны.
В сочетании c эффективными мерами правительства, направленными на поощрение экспорта, сырьевая и производственная базы легкой промышленности Турции существенно расширились.
Важный момент:
свободная торговля и недорогая рабочая сила стимулировали рост прямых иностранных инвестиций
Среди уже постоянных инвесторов турецкой легкой промышленности: Hugo Boss Group, Nike Group, Marks & Spencer, Mango Fashion.
Количество швейно-трикотажных компаний и компаний по производству домашнего текстиля за последние лет пятьдесят выросло в разы.
Сегодня турецкое правительство оплачивает половину расходов своих предпринимателей за аренду торговых площадей в торговых центрах Казахстана
По сути, турецкий опыт для нас наиболее реальный и показательный. Ведь два десятка лет наши граждане одеваются в турецкий ширпотреб, носят известные бренды, произведенные в этой стране, спят, едят и ходят в баню с турецкой продукцией.
У всего рынка фэшн-ритейла в Казахстане существует проблема с арендой торговых площадок.
По словам Инны Апенко, основателя бренда детской одежды Mimioriki, структура игроков распределяется следующим образом:
первые — это якорные арендаторы
Как правильно, это мультинациональные игроки, такие как Zara, H@M. То есть большие форматы магазинов одежды в крупных торговых центрах.
Так работают все ТЦ мира, весь мировой ритейл, а якорные арендаторы имеют очень выгодные условия аренды по всему миру.
Вторые игроки — категория турецкого ритейла
В Казахстане таких много. Большинство из них — участники турецкой программы, в рамках которой турецкое правительство возмещает им целую серию затрат, в том числе 50% стоимости аренды.
Получается, что при одинаковой базовой ставке для турецкого и казахстанского брендов, за аренду казахстанцы платят в два раза дороже. Кроме того, по умолчанию
наши платят больше, чем якорный арендатор
Создается парадоксальная ситуация —
по аренде торговых площадей казахстанские бренды работают на самых тяжелых условиях
В мае прошлого 2019 года Инна Апенко выступала на Совете национальных инвесторов перед президентом Токаевым.
«Я в очередной раз сказала, что мы должны поддерживать друг друга даже внутри бизнеса. В отношении казахстанского бренда должна быть некоторая ответственность торговых центров».
В результате торговый центр Mega, которым владеет Нурлан Смагулов, отреагировал и в мае 2019 года подписал Меморандум с 20 арендаторами о создании специальных коммерческих условий для казахстанских брендов.
«Если бы для нас не было специальных преференций, нам было бы очень сложно выжить в топовых торговых центрах Казахстана», — считает предприниматель.
На прошлой неделе, 4 марта, в Нур-Султане прошло заседание сената с представителями легкой промышленности страны. Стороны подвели итоги первой рабочей поездки депутатов в Актау, Атырау, Шымкент, Нур-Султан и Алматы.
У казахстанских предпринимателей появилась надежда, что государство обратит внимание на проблемы отрасли и создаст какие-то специальные инструменты. Они считают, что никто из правительства до сих пор и не скрывал, что с точки зрения инвестиций легкая промышленность не является приоритетной для страны.
На недавнем заседании Сената была озвучена другая позиция:
пора менять подходы и поддерживать отечественную легкую промышленность
Мы находимся в окружении соседей, которые достаточно активно поддерживают и развивают это направление в своих странах.
Надо изучать опыт соседей и становиться конкурентоспособной страной, создавая правильные экономические условия для развития отрасли.
Дарига Назарбаева дала прямые поручения министерству индустрии и министерству экономики. Была поставлена задача создания комплексной стратегии развития отрасли. Ранее ее никогда не было.
Бренд детской одежды Mimioriki известен на рынке с 2009 года, с 1997 работали как Textiline. На предприятии трудятся 180 человек, ежегодно выпускается 250 тыс. изделий, создается 9 коллекций в год, или 450 уникальных моделей. Дизайном занимается команда Майры Жумабековой.
По словам Инны Апенко, у Mimioriki своя креативная студия. Дистрибуция осуществляется через сеть — 15 фирменных магазинов, из них 4 — в собственном управлении. При этом 11 магазинов открыты по франшизе. Налажена работа в оптовыми продавцами этой детской продукции в брендовых магазинах.
Средняя цена продукции — 5 тыс., детские костюмы — 15 тыс. тенге
Инна закончила КИМЭП, но уже в третьем поколении занимается производством одежды. В советское время в сфере легкой промышленности трудились ее бабушка и дедушка. Потом в отрасль пришел и отец.
— Я начинала работать в бизнесе своего отца, в производственной компании Textiline. Это семейная потомственная история. Знание бизнеса можно применять в любой сфере, которая близка по духу и ценностям. А производство одежды оказалось понятным мне бизнесом.
Инна Апенко уверена, что в сегменте розничных продаж возможно работать и без госзаказов.
— В Казахстане мало розничных предприятий легкой промышленности. Все работают на госзакупки и делят этот пирог очень агрессивно. Мы в этом не участвуем.
Кроме того, мы работаем под заказ, есть и корпоративные проекты.
Когда ты независим от госзакупок, можешь более точно прогнозировать стратегию и свой объем продаж
— Тендеры — это лотерея. Ты никогда не знаешь, получишь ли заказ. Я знаю многих предпринимателей, которым приходилось распускать персонал, потому что не получили тендер.