Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
495
-0.33
EUR
521
-1.69
RUB
4.91
-0.03

Почему казахи, прощаясь с долгожителем, проводят особый ритуал – традиция Теберік беру

2203

Ученый Едиге Турсунов отмечает, что в мировоззрении тюркских народов существовало «представление о последовательном (в день смерти, через 7 или 9, 40 или 49 дней) ухода из тела девяти душ. В этот период если родственники не выражают свое горе по усопшему, душа его может озлобиться и вредить семье».

На седьмой день после смерти человека его одежду, обычно полный комплект – от головного убора до обуви, раздавали близким родственникам и друзьям. Все следовало износить.

Это считалось богоугодным делом (сауап болады), так как одежда должна была дослужить до конца

Казахи верили, что это давало успокоение умершему.

Традиция для долгожителей

Писатель Бейбит Сапаралы в своей книге «Алтынбақан» приводит слова профессора-биолога Аркадия Ивановича Якоби, хорошо знавшего казахов:

«Кочевая жизнь, сильная пища, чистый воздух оберегали казахов от разных болезней. Большинство из них живут сто лет, тех, кто болеет и умирает в семьдесят, очень мало».

Это нельзя назвать случайностью. Мухтар Ауэзов в романе «Лихая година» написал такие строки:

«Девяносто- и столетние старики рода албан не знали о летних и зимних трудностях»

Писатель Сабит Муканов в романе «Промелькнувший метеор» говорит о батыре Турсымбае следующее:

«Хоть и было ему сто лет, он ездил верхом. Сел он на коня и сказал: «Как я могу сидеть дома, когда произошло нападение на орду Абылай хана».

Одним словом, долгожителей у казахов было немало. Так, Бопай — супруга хана Абулхаира — прожила 101 год; Казыбек би — 100 лет; акын Жамбыл — 99; домбристка Дина Нурпеисова — 94 года; акын Кенен Азербайулы — 92 года; Қасым Қайсенов, Халык Кахарманы, участник Великой Отечественной войны, писатель – 89 лет; актриса Амина Умурзакова – 87 лет. Список можно продолжать еще долго…

Ученый Шайзада Тохтабаева пишет:

«Традиция Теберік беру (раздача вещей покойного) связана с кончиной долгожителей».

Айып Нүсіпоқасұлы, автор книги «Тал бесіктен жер бесікке дейін» (С рождения до завершения жизненного пути), подтверждает:

«В традиции казахов после кончины долгожителя, который увидел своих правнуков, раздать его вещи. Традиция называется Теберік беру. Люди хотели взять вещи покойного, так как верили, что в них заложена его сила и здоровье. Потомки долгожителя сами приглашали тех, кому предполагали отдать вещи, или желающие сами обращались с просьбой забрать себе что-то, принадлежащее покойному».

В этом случае обычно накрывали дастархан и приглашали родственников и соседей. За угощением обращались к самым старшим, после чего начиналась раздача вещей. Если ушедшая в мир иной долгожитель была женщиной, раздавали и ее украшения.

Традиция в художественной литературе

 Традиция Теберік беру описана и в повести Бауржана Момышулы «Наша семья».

«Через две недели после смерти бабушки были зарезаны два жирных барана, приготовлен бешбармак, наварены баурсаки и приглашен весь наш аул. Старухи, обмывавшие бабушку, сидели на почетном месте, остальные — в порядке старшинства.

Были прочитаны молитвы из Корана, и все пришедшие, пожелав бабушке «царства небесного», приступили к трапезе. За едой все молчали. Когда был подан чай, отец встал со своего места и прошел к центру полукруга сидевших гостей. Дядя встал рядом с ним.

Сложив руки на животе, отец обратился к смуглой, в глубоких морщинах старушке в белом жаулыке, наверченном огромным воздушным пирогом на маленькой головке.

— Почтенная апа, — начал отец, — вы со своими почтенными товарками, — он с уважением перечислил имена рядом сидевших с нею старух, — оказали нашей любимой матери и нам, вскормленным ее священным молоком, услугу, которую в состоянии оценить один бог…

— Все мы смертны, сын мой! Мы выполнили только свой долг, — прошамкала старуха дрожащим голосом. Ей поддакнули такие же, как и она сама, древние подруги.

— Мы в неоплатном долгу перед вами, апа, — продолжал отец, а дядя, почему-то сутулясь, кивал головой, как бы повторяя слова брата. — Примите, почтенная апа, от всей души нашу благодарность!

Дядя и отец трижды глубоко поклонились старухам.

— Принимаем, принимаем, — пробормотала седая женщина в белом жаулыке. — Уважаем вас за то, что вы выполняете перед матерью свой сыновний долг.

— Вы, Момыш и Момынкул, в неоплатном долгу не перед нами, — зычным голосом перебила ее другая бойкая старуха, — а перед своей матерью.

— Спасибо вам, дети, вы хорошо устроили ее похороны, — в свою очередь добавила третья. — Дай бог и нам так окончить свою грешную жизнь, как ваша мать.

— Нет. Они еще недостаточно сделали, — снова вмешалась бойкая старуха. — Разве дети могут оправдать хотя бы сотую долю материнского труда, когда она вынашивала их под сердцем, выхаживала, не зная ни сна, ни покоя. Нет, вы такими не родились, это мать поставила вас на ноги, — закончила она.

— Ну да, ну да, вы правы, апа, — ответил отец, а дядя, расчувствовавшись, начал всхлипывать.

Домочадцы принесли бабушкины вещи и горой положили перед старейшей. Тогда та, что-то нашептывая беззубым ртом, начала раздавать их старухам. Когда все было роздано и остались только украшения, старуха сделала паузу, осмотрелась и, сказав несколько слов, раздала их более молодым женщинам: одной серьги, другой кольцо, остальным браслеты, коралловые бусы, говоря: «Носи на память».

Традиция Теберік беру живет и в наши дни.

© «365 Info», 2014–2024 [email protected], +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter