Психолог Ирина Новак говорит, что среди ее клиентов все больше людей с повышенной тревожностью. Похоже, карантин в двух самых крупных городах Казахстана только увеличит эту печальную статистику.
— Ирина, я вчера оказалась в той зоне города, где в одном из жилых комплексов обнаружили коронавирус. Видела, как началось оцепление района, людей выводили из ресторанов и кафе. Признаться, было тревожно, у многих началась паника. Как вы считаете, с чем она связана — с человеческой природой, или для этого есть реальные основания?
— В последнее время, в последний год, клиенты с повышенной тревожностью стали приходить чаще. Люди боятся всего: летать, дышать, заболеть смертельной болезнью и умереть. Боятся за себя, за детей.
Люди везде видят угрозу, поэтому их мозг перестраховывается и держит в диком напряжении
Безопасность у нас внутри, в сознании. Изначально — в голове. Потом — в физической реальности. Но, увы, страхи растут! В последний год сильно изменились и версии панических атак.
Людей с такой проблемой всегда было много, однако форма тревожности стала более разрушительной.
— Почему психика человека стала сильно ослабевать?
— Психологи видят много причин. На первом месте две.
Первая — экономическая нестабильность, которая вызывает хронический стресс, а он в свою очередь сильно бьет по иммунной системе.
Вторая — отсутствие здравомыслия в СМИ. Я сама бывший идеологический работник, поэтому понимаю, как
гонка за жареными фактами может раскачать психику человека
Слово всегда было оружием, а СМИ всегда влияли на сознание людей. Но поскольку последние 20 лет четкой идеологической парадигмы нет, мы имеем кризис на всю голову. На экране беда, война, насилие, смерть. Интернет, как всемирная клоака, моментально разносит вирусы страха. И на эту почву упала информация о новом вирусе.
В 1970 году этот вирус тоже был, а паники не было
Поэтому отчасти сознание людей стало более восприимчивым и тревожным, отчасти хорошо поработали СМИ.
— Для многих оказалось стрессом сидеть дома, а не на работе…
— В этом есть свои плюсы. Лучше вместе всей семьей прогуляться. Просто по улице.
Сейчас все семьи смогут какое-то время побыть вместе
Не должно быть тотального заточения. Надо найти время, безопасный маршрут и двигаться дальше.
— Во время карантина и на фоне падения тенге у малого и среднего бизнеса свои тревоги. Люди боятся, что не будет работы, а значит, не будет и дохода. Клиенты могут отказаться от услуг, потому что сами находятся в тревоге за будущее. Какие рекомендации вы бы могли нам всем дать, как справиться с тревогой?
— Если рассматривать ситуацию с карантином как парализацию, в этом случае стресс неизбежен. Если же относиться ко всему, как к небольшому отпуску, все не так плохо и страшно.
Как справиться с тревогой?
Для начала надо осознать, что реальность и наши мысли о ней — это разные вещи
Есть один очень хороший психологический кейс, который говорит сам за себя. Представьте двух людей: один — успешный бизнесмен, второй — потерянный, спившийся, зависимый. У первого спросили, как он таким стал?
Ответ: «Мой папа был алкоголиком. У меня не было выбора!».
Тот же вопрос второму.
Ответ: «У меня папа был алкоголиком. У меня не было выбора».
— В качестве самой простой психологической таблетки можно использовать список своих страхов. Их стоит выписать. Все! Зачем? Просто чтобы знать своих врагов в лицо. Когда есть список, вы точно знаете, какие мысли являются вашими врагами, с ними проще работать.
Далее.
Выбираете из списка любую страшную мысль: например, денег не будет
Проговорили, и тут же надо сказать себе «Стоп!». Это волшебное слово остановит поток ваших негативных мыслей. Сказать это слово надо так, как если бы вы вели машину на скорости и рванули ручной тормоз. Стоп!
Мысль на секундочку остановится. Моментально. Сто процентов. И тут же спросить себя: зачем я так думаю?
Эта ментальная практика называется триада мышления. Вы держите в голове не один отрицательный вердикт — денег не будет. Вы мыслите шире и допускаете разные варианты. Последний вариант и есть ваш новый ресурс!
Как бы вы хотели, чтобы обстояли ваши денежные дела через неделю, месяц, два?
Эту версию надо придумать. Мы не говорим, что через месяц у вас будет миллион тенге. Мы формируем в сознании версию получения денег. И самое главное — обычно становится чуть легче, спокойнее, увереннее.
В состоянии спокойствия вы начнете думать,
как реально перестроить бизнес, работу, услугу в зависимости от обстоятельств, реальности
В тревожном состоянии помочь себе удержать бизнес-позиции сложно.
1.Каждый день повторять или писать сто раз фразу: Я ХОЧУ ЖИТЬ!
2. Знать фразу-плацебо: Я СПРАВЛЮСЬ. Не знаю как, но справлюсь. Говорить ее столько раз, сколько будете мыть руки.
3. Дышать. Просто вспоминать, что надо дышать! Особенно когда сильно тревожно.
4. Использовать технику присоединения к хорошему.
Говорить: «Прямо сейчас на планете есть масса людей моего возраста, которые легко справляются с тревогой. Они оптимистичны и довольны своей жизнью. У них это как-то получилось и у меня получится».
В этот момент вы перетаскивание свое сознание в клан людей, которые ориентированы на «Жить и получать блага от жизни». И покидаете клан тех, кто ноет, боится, ругается и собирает негатив.
Помогите себе сами! Самое время разобраться с собой. Кто знает, может быть глобальный карантин был задуман именно для этого.
— И еще такой вопрос. Недавно слышала теорию, почему народ так активно запасается сегодня туалетной бумагой. Говорят, на почве страхов и тревог толстая кишка слабеет. Как вы думаете, такая теория жизнеспособна?
— Еще в 2012 году я открывала бизнес в Европе. И как говорят на языке бизнеса, искала человеческую боль, чтобы удовлетворить ее через бизнес-предложение.
Как я была удивлена, когда узнала про уникальный дефицит туалетной бумаги! Уже тогда Европа, в частности Италия, страдала от ее нехватки. Тогда не было вируса, а кризис уже был. И с тех пор ничего не изменилось. Дефицит остался дефицитом. Прямая кишка человека ничего об этом не знает. Просто любой кризис обостряет все тонкие места человеческой жизни. Как это ни смешно или ни печально, для ряда европейских стран туалетная бумага это тонкое место. Не более.