Госзаказ — это не просто текущие расходы и разовая сделка. Это инвестиции в создание новых рабочих мест для граждан своей страны. А по словам предпринимателей, госзаказ — это подушка безопасности, которая поможет качественно развивать все остальные потребности рынка.
Напомним, на встрече 10 февраля со спикером сената Даригой Назарбаевой отечественные предприниматели жаловались, что госведомства недостаточно их поддерживают. В частности, отдают свои заказы иностранным производителям. И тем самым спонсируют создание рабочих мест в других странах — а не у себя на родине.
После этого рабочая группа сената парламента отправилась изучать предприятия легкой промышленности. За несколько последних дней февраля группа во главе с сенатором Сериком Джаксыбековым побывала в Нур-Султане, Актау, Атырау, Шымкенте и Алматы. Напомним, что в Алматы и области находится основная часть частных и государственных предприятий легкой промышленности.
Результатом первой ознакомительной поездки стало обещание сенаторов помочь с госзаказами. Но промышленники должны ответить качеством.
Здесь надо понимать, что госзаказ — это не просто текущие расходы и разовая сделка. Это инвестиции. В конкретное предприятие и его потенциал. А также в его работников — людей, которые получают на нем зарплату. То есть фактически деньги госзаказа попадут к рядовым казахстанцам через их рабочие места. И это инвестиции уже в уровень жизни, социальную защищенность, покупательскую способность населения.
— У нас в Казахстане только один путь поддержки экономики — повышение платежеспособности населения, — Говорит Виктор Ямбаев, президент Алматинской ассоциации предпринимателей, член совета по этике агентства РК по делам госслужбы и противодействию коррупции. — Это самая правильная экономическая мера. И это может получиться не за счет государственной помощи малоимущим, а только за счет повышения благосостояния граждан. Тогда экономика будет работать. И легкая промышленность. Потому что будет кому покупать товары.
Легкая промышленность как отрасль находится фактически на дне — мы создаем только 2% одежды, которую покупаем. Импорт пришел и победил. И это комплексная проблема.
— В Казахстане нет производства собственных тканей, ниток, пуговиц. Кожу почти не выделывают, — рассуждает Ямбаев. — Поэтому как ни крути, а компоненты импортные. Выходит, мы работаем на чужую экономику.
И вот это нужно прекратить — необходимо строить свою экономику, свою отрасль. Иначе мы так и будем носить чужое и отдавать деньги — кровь экономики — за границу.
В этом уверен Вячеслав Додонов, главный научный сотрудник КИСИ при президенте РК.
Почему до сих пор продукция отечественной легкой промышленности не выдерживает конкуренции? Додонов считает: что касается конкретно этой нашей отрасли, она давно уже в упадке.
«Выжили только некоторые фрагменты — и главным образом как раз за счет государственного заказа. Безусловно,
это вполне нормальная и распространенная практика в мире, когда контракты от государства получают именно отечественные производители
Особенно в сферах, связанных с обороной и безопасностью. Но всегда следует помнить о балансе интересов. То есть адекватный продукт с соответствующим качеством должна выдавать и сама промышленность».
Нужен некий комплексный вариант: заказчик обозначает требования к продукции, а производитель обязуется обеспечить качество,
закупить соответствующее оборудование и при необходимости повысить качество персонала
Но если бизнес поставит некачественный товар, он не должен жаловаться, просить принять какие-то дополнительные протекционистские меры и так далее. Нужно просто признать, что в данном случае мы оказались неконкурентоспособны.
Оборонная промышленность Казахстана: от упадка до экспорта
«Только чтобы все было прозрачно и объективно. Чтобы заказчик показал и доказал, что исполнитель выдал такую продукцию, а нужна была эдакая
К слову, импортное не означает качественное. Однажды президент Беларуси Александр Лукашенко устроил разнос швейной фабрике за то, что получает в своей адрес упреки».
Нынешний президент США еще в бытность простым миллиардером отличался неполиткоректностью. Рубил правду-матку и говорил то, что впоследствии стало его политической программой.
Еще десять лет назад Дональд Трамп критиковал американских президентов за провал экономики страны. В частности, он уверен, что в результате политики президентов-глобалистов потенциальные рабочие места американских граждан перешли к китайцам.
Трамп писал, что за последние 30 лет экономика Китая ежегодно росла в среднем на 9-10%, а экономика Америки за тот же период — только на 1,9%.
«Это национальный позор»,
— считает Трамп. И утверждает, что «китайское наступление на американские рабочие места и американскую промышленность ухудшили положение».
С учетом того, что Америка в изобилии обладает природными ресурсами, еще десять лет назад он настаивал на возврате производственных мощностей обратно в Америку, создав таким образом новые рабочие места. Также Трамп предлагал обложить Китай налогами и отметил три крупные угрозы со стороны Поднебесной.
— Китай манипулирует своей валютой,
— уничтожает промышленную базу США,
— занимается промышленным шпионажем.
«Пора повернуться лицом к экономическим интересам страны и бороться за собственную экономику», — призывал он. И пожалуй, этот призыв как нельзя точно можно отнести и к нашей казахстанской действительности.