В понедельник, 24 февраля, рабочая группа сената парламента встретилась с руководителями предприятий легкой промышленности. И пообещала помочь с размещением долгосрочных государственных заказов, а также принять меры по борьбе с контрабандными товарами легкой промышленности.
Специальная делегация от сената парламента провела первую рабочую поездку по предприятиям легкой промышленности Казахстана. И сделала ряд выводов. Первое — госзаказы необходимы для поддержки отечественного рынка. Второе – необходимо объединить усилия заготовителей сырья и производителей продукции. Третье – важно повышать качество продукции и изучать потребительские тренды.
Делегация сенаторов парламента в течение последней недели посетила города Актау, Атырау и Шымкент. 24 февраля депутаты посетили алматинские предприятия легкой промышленности. Именно в Алматы и области сосредоточена львиная доля всех предприятий этой отрасли страны.
На итоговой встрече с предпринимателями Алматы Серик Рыскельдинович Джаксыбеков, депутат сената парламента, председатель комитета экономической политики, инновационного развития и предпринимательства, признался, что не ожидал, что в Казахстане такое огромное число предприятий легкой промышленности.
«Доля легкой промышленности в ВВП составляет лишь 0,5%. Нас это озадачило. И мы решили посмотреть, что происходит в этой отрасли. Мы провели ряд встреч в сенате, побывали на предприятиях Нур-Султана, Актау, Атырау, Шымкента.
Что нас сильно беспокоит? Нам кажется,
задан неправильный тренд — ориентация только на госзаказ
Международный опыт говорит, что госзаказы стараются разместить на отечественных предприятиях. И это правильно. Это нужно делать. Но тренд «Нам нужен госзаказ, иначе мы не выживем» нас беспокоит».
Сенатор напомнил, что когда создается предприятие, сначала изучается рынок. Анализируется все риски и пути выхода, составляется стратегия и бюджет. Причем не только стратегия создания бизнеса, но и стратегия продаж: кто будет покупать вашу продукцию, нужно ли это обществу и пр.
«Мы выяснили, что везде есть директора компаний — сильные, серьезные и знающие свое дело. Но нет арт-директоров, нет специалистов по продажам. Технолог не может быть специалистом по продажам. Нам ответили, что из-за того, что нет госзаказа, нет и возможности содержать таких специалистов.
На прошлой неделе мы с Всемирным банком согласовали создание стратегии развития отрасли. Будет сделан анализ — как было, как есть и как будет в перспективе.
Я думаю, так государству будет легче регулировать процессы в легкой промышленности. Мы будем стараться, чтобы предприятия легкой промышленности смогли получить госзаказ на 5, 6 или 10 лет.
Но
предприятия должны взять на себя встречные обязательства. Сделать конкретные шаги для расширения производства и обеспечения нашего рынка хорошими товарами
Что касается ценовой политики. Не всегда товар, произведенный здесь, может конкурировать с ценами товаров на рынке. На рынках контрабандный товар, и он, соответственно, дешевле».
Джаксыбеков сообщил, что для проведения аналитики состояния борьбы с контрабандой уже сделан целый ряд запросов в правительство.
«Мы будем продолжать советоваться с вами и правительством, какие меры можно еще применять для уменьшения такого явления как контрабанда. Чтобы вы могли задавать тренды в открытой борьбе с вашими иностранными конкурентами. Нас беспокоит проблема сырья. Нам говорят, что все сырье завозится из-за рубежа».
В Казахстане 56 компаний легкой промышленности. Основная часть сосредоточена в Алматы. Все они объединились в консорциум предприятий легкой промышленности. По сути, через это объединение предприятия получают госзаказы. В 2016 году компании заключили долгосрочные контракты на 5 лет. Но каждый год государственные органы пытаются их разорвать.
В южной столице рабочая группа сената посетила несколько предприятий. Среди них: ТОО «КазСПО-N» бренд «Zibroo», ТОО «Салон эксклюзивных шляп «Elegant» и ТОО «РА Универсал-Реклама».
Казахстанский бренд Zibroo был создан в 1996 году. Это частное предприятие, которое производит верхнюю одежду. При фабрике есть магазин, где можно приобрести продукцию — дизайнерские пуховики, спортивные и лыжные костюмы.
Помимо этого, бренд известен и как производитель спортивной одежды для олимпийцев, военной и спецформы. Здесь трудятся всего 100 человек.
В 2019 году была выпущена продукция на общую сумму в 610 млн тенге. Из них было оплачено 139,3 млн налогов. Средняя заработная плата сотрудников за последний месяц — 180 тыс. тенге.
ТОО «Салон эксклюзивных шляп Elegant был создан в 2007 году, но фактически существует еще с советских времен. Хозяйка этой частной компании — Бакыт Алимбекова — в этой отрасли работает давно. И по сути, это единственное в Казахстане предприятие по производству головных уборов. Сегодня на нем трудятся 35 человек, но потенциал рассчитан на 70 и более сотрудников.
В прошлом году было выпущено 65 тыс. головных уборов. Средняя зарплата за последний месяц — 175 тыс. тенге.
ТОО «РА Универсал-Реклама» создан в 1995 году. Здесь производят различные ткани, в том числе текстиль, ветрозащитные ткани, ткацкую фурнитуру и спецодежду. В штате около 500 человек. Средняя заработная плата за последний месяц — 150 тыс. тенге.
Практически все предприниматели говорили о невозможности открыть свои магазины или арендовать торговые площади. Так, за 40 кв. м в торговом центре «Мега» арендодатели требуют 2 млн тенге в месяц.
По словам президента Elegant Бакыт Алимбековой, госзаказ от оборонки – это некая подушка безопасности, без которого очень сложно работать на продвижение. Он позволяет обеспечивать работой сотрудников предприятия.
«Но чтобы нам себя продвигать в Казахстане, нужны скидки на торговые площади. Наш народ любит большие торговые центры, и мы хотим, чтобы нам выделили там площади по реальным расценкам. Обидно, мы здесь живем, но нигде не можем торговать».
На шляпную продукцию компании есть постоянные клиенты за рубежом. Это Израиль, Япония, Германия. Но это всего 10%. В идеале в компании мечтают отправлять на экспорт 50% своей продукции.
«Хочется работать для населения, для души».
Недавно заключили договор с торговой площадкой «Али-Баба» и надеются продвигать товар через них.
Президент Ассоциации предприятий легкой промышленности Казахстана Любовь Николаевна Худова говорит, что текстильная легкая промышленность обеспечивает потребности рынка только на 10%. Все остальное импорт. Обувная промышленность обеспечивает всего 1,5% рынка.
«В Казахстане есть шерсть, есть шкуры, но нет перерабатывающих предприятий
Перерабатывается только 14% шерсти, кожевенные предприятия перерабатывают только 20% сырья. Все остальное практически за копейки уходит за рубеж.
А мы говорим, что нужно создавать цепочку добавленной стоимости внутри страны — от шкуры до выхода готовой продукции. То есть до готовой кожи, которая предназначена как для пошива спецобуви, модельной обуви и одежды. Мы могли бы создать тысячи рабочих мест. Но что на деле? Государство субсидирует овцеводство, фермер выращивает скот… но шерсть за копейки уходит в другие страны».
По словам Худовой, еще в 2015 году, когда Дарига Назарбаева возглавляла мажилис парламента, во время парламентских слушаний были отработаны хорошие рекомендации. Обо всем этом говорили очень подробно.
«Но Дарига Нурсултановна ушла, и все тут же забыли про эти протокольные решения. И сегодня, спустя 5 лет, проблемы не исчезли. Они не новые. Пока не будет решен вопрос с контрабандой, это будет борьба с ветряными мельницами.
С одной стороны, у нас создаются предприятия. А с другой — в страну тоннами приходит товар из-за границы. Он не сертифицирован и не проверен на безопасность. На внутреннем рынке нет органа, который бы контролировал соответствие этой продукции всем нормам».
Она уверена, что если в Казахстане будет создана цепочка добавленной стоимости по переработке шерсти, государство получит больше прибыли, чем от продажи нефти.
«Потому что шерсть — это воспроизводимый продукт. Можно изготавливать даже простые стельки для обуви, потому что они востребованы. Предприниматель может на этом зарабатывать и создать дополнительные рабочие места. Это будет выгодно и государству! Можно производить юрты. К нашему стыду, войлок для них импортируется из Кыргызстана. И таких моментов много. У нас в стране отсутствует производство камвольных тканей для той же школьной и военной формы. Такие мы импортируем 100%. Здесь должна быть целенаправленная поддержка государства».
Манап Шарапиденович Кубенов, депутат парламента сената, член комитета экономической политики, инновационного развития и предпринимательства, говорит, что развитие легкой промышленности — одна из важных проблем экономики страны.
«Некогда доля легкой промышленности в ВВП составляла 25%. Сегодня это не так. У нас есть сырье — кожа, хлопок, шерсть, а наладить производство не получается.
А потому наша основная цель — объединить усилия заготовителей сырья и производителей продукции. Мы хотим посмотреть, в каком направлении нам двигаться в развитии легкой промышленности».
По словам сенатора, на оборонный заказ приходится не более 7% от всего производства. Поэтому нужно ориентироваться на общие потребности населения. Людей нужно одеть и обуть. И для этого есть хорошая сырьевая база.
«Мы убедились, что есть неплохие производственные цеха. Удивительно, что многое из того, что мы производим, уходит на экспорт. И это в основном сырье. Надо уходить от сырьевой поставки. Надо сделать так, чтобы мы отправляли за рубеж не сырье, а готовый продукт с казахстанским брендом».
Депутат говорит, что изучается опыт соседей.
«Но надо понимать, что в Кыргызстане другая экономика. У нас есть продукция более качественная, но она проигрывает в цене. В Кыргызстане и Узбекистане другая налоговая база. Мы будем все это изучать и решать поэтапно. Где-то на правительственном уровне, где-то законодательно. Но от самих производителей мы требуем качество продукции».
Кубенов отметил, что шымкентская фабрика Azala по производству хлопковых тканей современная и мощная. Она может выпускать востребованную в Казахстане продукцию неплохого качества.
«А сегодня на фабрике Zibroo в Алматы мы спрашивали, откуда они берут сырье. Оказалось, в Узбекистане и Турции. Кроме того, здесь очень слабая маркетинговая служба.
Наше население практически не знает казахстанские бренды. Потому что у производителей проблемы с торговыми площадями. Для них очень накладно создавать свои фирменные магазины.
При этом у нас в стране есть огромные торговые центры, однако у них очень дорогая аренда
Но можно понять и арендодателей — они в свое время взяли кредиты. Возможно, в этом случае нужно подключиться правительству и оказать им поддержку».
«Переход с одной социально-экономической формации на другую предусматривает определенные потери — как в экономике, так и в духовном развитии. Это естественный процесс. В целом экономика Казахстана развивается в правильном направлении», — уверен депутат.
На вопрос, почему мы уступаем белорусской легкой промышленности, он ответил:
«В Беларуси государственное планирование и государственные магазины. Да, планирование вещь хорошая. На этом Беларусь выиграла, но и проиграет. Потому что в этом мире все диктует рынок. Через некоторое время белорусская экономика может начать пробуксовывать. Здесь же производитель может развиваться независимо от государства. Он уже нашел свой путь».
«Мы хотим понять, почему Zibroo, например, может, а другие не могут. Предприятие выпускает прекрасную продукцию. Продукция предприятий в Атырау и Актау тоже отличается качеством. Это положительные примеры».
«В последние годы большинство государственных структур — министерство обороны, силовые структуры, КТЖ — ориентированы на отечественного производителя.
Мы (парламент) рекомендуем министерству обороны заказывать у местных производителей. Пусть выбирают ткани, утверждают фасоны. Если это могут делать китайцы, почему наши этого не смогут? И, в принципе,
госзаказчики и отечественные производители работают совместно. Оборонщики, силовые структуры при заказе выдают свои стандарты
Эти стандарты наши отечественные производители успешно прорабатывают. Вопрос в том, что стандарты будут меняться. Производителю нужно на это ориентироваться и согласованно работать с заказчиками».