Как той-бизнес победил здоровый шоу-бизнес, и сколько миллиардов зарабатывают на серых схемах «защитники» авторских прав? Об этом рассказывает продюсер и композитор Адиль Жамбакиев.
— Многие звезды исполняют ваши хиты — Бреусов, Макпал Исабекова, Дильназ, Нурлан Абдуллин… Удается ли почивать на лаврах и жить на авторские отчисления?
— Даже в советское время в этой сфере был жесткий контроль. Порой было достаточно одной песни, чтобы жить в принципе безбедно. На Западе залог твоего процветания именно эта статья — авторские отчисления. Но не в Казахстане.
В 2018 году группа авторов решила разобраться, что же творится внутри нашего собственного авторского общества «Абырой». Мы создали инициативную группу, созвали общее собрание, пригласили аудиторскую компанию. В результате вскрылась нелицеприятная картина:
средства шли в карманы отдельных людей, минуя авторов
В советское время вся система курировалась министерством культуры, а авторы и исполнители были приписаны к определенным организациям. На всю страну было только одно авторское общество. Их представители совместно с милицией ходили по ресторанам, концертам и так далее. То есть все точки, где звучала музыка, жестко контролировались. Поэтому авторские отчисления шли исправно.
Когда бывшие республики стали независимыми государствами, сама система сохранилась: сохранилась схема отчетности, люди остались на своих местах. Но они прекрасно знали ее слабые места и воспользовались знаниями в свою пользу. Поэтому они сделали все, чтобы государство не взяло на себя контроль, который был ранее. В результате миллионы потекли в их карманы.
— И что это за «слабое место»?
— Это бумажные отчеты, так называемые рапортички. Их заполняют пользователи, то есть рестораны, кафе, караоке-клубы и так далее. В рапортичках нужно указать все композиции, которые звучат, исполнителя, автора слов, музыки, кто правообладатель и так далее. Дирекция авторских сообществ стала делать это сама, так сказать, облегчив жизнь рестораторам.
Они
выбрали для себя лояльных авторов, которые получали серьезное вознаграждение
Когда при аудиторской проверке мы вскрыли рапортички, увидели песни, которые не исполнялись даже в советское время. При этом хитов последних лет не было.
То есть дирекция собирает деньги с пользователей, вписывает в рапортички с десяток авторов, начисляет им вознаграждение, а остальное кладет себе в карман.
— А вы можете сказать, кто именно из авторов получал деньги за всех? И зачем вообще при такой схеме нужны лояльные авторы?
— Это своеобразная страховка. Если завтра вдруг возникнет серьезный скандал, эти авторы встанут на защиту дирекции — а как правило, это личности, имеющие в нашем обществе профессиональный и моральный вес. Мол, все верно, вознаграждения выплачивались регулярно. Называть их имена нет смысла.
Проблема в том, что чаще всего их используют втемную
Буквально недавно мы разговаривали с одним из таких авторов — очень известным в казахскоязычной среде композитором и поэтом. Когда мы показали ему все документы, он встал и сказал:
«Уважаемые коллеги, я не знал. Я брал эти суммы, но я же не знал, что участвую в этих «серых» схемах».
То есть все продумано. К тебе приходят и говорят: «Ты прекрасный автор, пользуешься популярностью, вот твое вознаграждение». Ну кто здесь заподозрит подвох?
— Вы сейчас наезжаете на существующее авторское общество. А где гарантия, что вы не занимаетесь такими накрутками в своем обществе?
— Все очень просто. Для того, чтобы выплатить гонорар, нужен документ. Этим документом является рапортичка. Любой финансовый надзорный орган увидит несоответствие собранных и выданных сумм, количества песен и так далее. Это легко проверяется.
— И что делать, чтобы изменить ситуацию?
— Как в этом плане работает Запад? В 1949 году при ООН была создана организация ISO (Международная организация стандартов). На каждый продукт имеется свой стандарт, то есть код. Музыка, песни и стихи не исключение.
Первый стандарт в нашей сфере — это фиксация автора, он называется ASWC, стандарт музыкального произведения.
Затем стандарт первой фонограммы — ASRC. Как только фонограмма выходит из стен студии, она получает свой стандарт.
По этим кодам всегда можно отследить, кто автор, кто первый исполнитель, кто правообладатель
То есть на Западе все прозрачно. Все произведения, фонограммы, любые исполнения и концерты стандартизированы. Казахстан вошел в эту организацию в 1991 году, с момента обретения независимости, но вот эти конкретные стандарты до сих пор не активированы. Я думаю, не надо объяснять, кому выгодно работать не по кодам, а по бумажным рапортичкам?
— То есть проблема в отсутствии цифровизации авторской сферы?
— Как только активируем стандарты, мы сразу становимся частью мирового реестра. То есть где бы ни прозвучала фонограмма наших авторов — в Китае, Англии, Америке — это будет зафиксировано, и автор получит свое вознаграждение.
Вообще, к этому сейчас идет новое руководство «Абыроя». Мы, ряд авторов, очень активно хотим сделать сейчас самое главное — вывести сферу авторских прав в открытое прозрачное поле.