Нур-Султан
Сейчас
17
Завтра
21
USD
412
-0.89
EUR
466
+0.19
RUB
5.81
+0.02

Главная экологическая проблема страны: экосборы уходят в частные карманы

Сколько в Казахстане экологических организаций и госструктур? Немало. Каждая из них поднимает какую-то одну больную тему для общества.

Но если всем объединиться, можно добиться реальных решений в долгоиграющей теме экологических проблем как минимум в масштабах одного города. В частности, внести поправки в законодательные нормы с учетом вопросов экологии. К такому решению пришли активисты по итогам круглого стола на тему: «Экологическая обстановка в Алматы и права человека» в пятницу, 21 февраля 2020.

Орхусская конвенция

Двадцать лет назад Казахстан подписал Орхусскую конвенцию. Это международный договор о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды.

Прошло 15 лет с того момента, когда было вынесено решение о невыполнении Казахстаном ряда положений Конвенции. Об этом говорит Сергей Куратов, председатель ЭО «Зеленое спасение».

Он уверен, что нас сегодня необходимы две вещи — гласность и грамотная защита всех наших прав.

Проблемы Алматы:

— Хаотичный рост города. Границы мегаполиса расширяются и захватывают бедные окраины.

— Количество отходов растет. И их не убирают цивилизованным методом.

— Большая плотность застроек на территориях водоохранной зоны.

— Нерациональное использование транспорта.

— Огромное количество промышленных предприятий в черте города, которые не соблюдают санитарно-защитные нормы.

— Как результат тяжелой экологической обстановки — рост заболеваемости населения.

У Алматы нет транспортной политики

Так считает Елена Ерзакович, международный эксперт в области городской мобильности, директор ОФ «Velofriedns».

Город должен формулировать эту политику — как мы будем решать вопрос транспортных загрязнений. У Казахстана нет государственной политики, связанной с экологичностью транспорта.

— В 2013 году в Алматы была попытка создать транспортную стратегию, направленную на использование экологичного вида транспорта. Тогда в документах городского планирования не было понятия «стратегия». Были документы 10-летнего горизонта. Но это касается финансирования городских объектов. Что нам выгоднее построить — торговый центр или транспортное предприятие.

Город уже несколько лет не выполняет свои задачи по строительству транспортных предприятий согласно Генплану. Выделяют землю, которую выкупает какой-нибудь предприниматель.

У нас диссонанс между документами городского планирования и реальной жизнью

Каждый новый аким Алматы приходит со своими приоритетами. Приходит очередной депутат и говорит, что надо запустить электробусы. И никакого не волнует, есть ли для этого предпосылки.

По словам эксперта, нет никаких налоговых и прочих ограничений на личный транспорт. Мы все хотим одновременно комфортно передвигаться по городу и дышать свежим воздухом. Государство ничего не делает, чтобы соблюдать баланс интересов разных граждан.

Что делать?

Убрать все объекты, построенные с нарушением экологических норм, либо переселять жителей в другие районы города

Поступить так, как это выгодно городу как общности людей.

— Город — это коллективный организм. Это не степь, где каждый наездник  найдет свою дорогу. Здесь нам нужно договариваться. Общественный договор должен пройти через стадию предварительного обсуждения каких-то концепций. Привести решения в русло законодательства.

Горожане должны знать, что планируют городские власти

Согласно официальным отчетам, в Алматы в прошлом году высажено 135 тысяч деревьев.

«Вроде мы должны жить в зеленом городе с чистым  воздухом, — говорит Светлана Спатарь, экоактивист и менеджер проектов казахстанского экологического общества «Зеленое спасение», — Но на деле в прошлом году на горе Кок-Тобе тысяча заявленных саженцев была просто выброшена».

Эксперт отметила, что акимат лезет в политику национальных парков. И это нарушение закона.

Что делать?

Горожане должны иметь доступ к информации.

В прошлом году жители района «Алмагуль» спасли от вырубки деревья в парке «Южный». Но о том, что районный акимат собирается вырубить часть деревьев, они узнали тогда, когда уже начались работы.

Проблемы с отходами — это проблемы с сознанием

Евгений Мухамеджанов, основатель ECO Network, давно отказался от личного авто, предпочитает городской транспорт. Говорит, что благодаря ему на его маршруте водители автобусов перестали курить и говорить по мобильному телефону за рулем.

— По закону запрещено отправлять на свалку макулатуру и пластик. Но уже через полгода принимается новое постановление по запрету вывоза макулатуры из Казахстана.

По мнению эксперта, это два взаимоисключающих закона. В результате миллионы килограмм макулатура гниет по всей стране, сотни людей остались без работы.

— Во всем мире вопросами экологии занимаются НПО и часть министерства, но в Казахстане — ТОО. То есть

коммерческая организация, которая собирает налоги со всей страны. И ничего с этими сборами не делает. Так было собрано около $4 млрд в частный карман

Это уровень нашей страны.

Весь мир считает злом мусоросжигающие заводы. А в Казахстане ко всему свой подход.

Что делать? Работать с населением!

Все хотят заработать, когда распределяются бюджеты, а работать не хотят

Вот где корень наших проблем.

Эксперт обратил внимание на то, что пора запретить одноразовую посуду и пластиковые бутылки на больших мероприятиях. Пора повышать уровень гражданской осознанности.

© «365 Info», 2014–2020 info@365info.kz, +7 (727) 350-61-36
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter