Налоги, штрафы или плата за экологию в Казахстане часто оседают в карманах частников. А экосборы превратились в некий ежемесячный побор. Причем и сборщики, и плательщики давно забыли, зачем все это.
Сколько в Казахстане экологических организаций и госструктур? Немало. Каждая из них поднимает какую-то одну больную тему для общества.
Но если всем объединиться, можно добиться реальных решений в долгоиграющей теме экологических проблем как минимум в масштабах одного города. В частности, внести поправки в законодательные нормы с учетом вопросов экологии. К такому решению пришли активисты по итогам круглого стола на тему: «Экологическая обстановка в Алматы и права человека» в пятницу, 21 февраля 2020.
Двадцать лет назад Казахстан подписал Орхусскую конвенцию. Это международный договор о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды.
Прошло 15 лет с того момента, когда было вынесено решение о невыполнении Казахстаном ряда положений Конвенции. Об этом говорит Сергей Куратов, председатель ЭО «Зеленое спасение».
Он уверен, что нас сегодня необходимы две вещи — гласность и грамотная защита всех наших прав.
Проблемы Алматы:
— Хаотичный рост города. Границы мегаполиса расширяются и захватывают бедные окраины.
— Количество отходов растет. И их не убирают цивилизованным методом.
— Большая плотность застроек на территориях водоохранной зоны.
— Нерациональное использование транспорта.
— Огромное количество промышленных предприятий в черте города, которые не соблюдают санитарно-защитные нормы.
— Как результат тяжелой экологической обстановки — рост заболеваемости населения.
Так считает Елена Ерзакович, международный эксперт в области городской мобильности, директор ОФ «Velofriedns».
Город должен формулировать эту политику — как мы будем решать вопрос транспортных загрязнений. У Казахстана нет государственной политики, связанной с экологичностью транспорта.
— В 2013 году в Алматы была попытка создать транспортную стратегию, направленную на использование экологичного вида транспорта. Тогда в документах городского планирования не было понятия «стратегия». Были документы 10-летнего горизонта. Но это касается финансирования городских объектов. Что нам выгоднее построить — торговый центр или транспортное предприятие.
Город уже несколько лет не выполняет свои задачи по строительству транспортных предприятий согласно Генплану. Выделяют землю, которую выкупает какой-нибудь предприниматель.
У нас диссонанс между документами городского планирования и реальной жизнью
Каждый новый аким Алматы приходит со своими приоритетами. Приходит очередной депутат и говорит, что надо запустить электробусы. И никакого не волнует, есть ли для этого предпосылки.
По словам эксперта, нет никаких налоговых и прочих ограничений на личный транспорт. Мы все хотим одновременно комфортно передвигаться по городу и дышать свежим воздухом. Государство ничего не делает, чтобы соблюдать баланс интересов разных граждан.
Что делать?
Убрать все объекты, построенные с нарушением экологических норм, либо переселять жителей в другие районы города
Поступить так, как это выгодно городу как общности людей.
— Город — это коллективный организм. Это не степь, где каждый наездник найдет свою дорогу. Здесь нам нужно договариваться. Общественный договор должен пройти через стадию предварительного обсуждения каких-то концепций. Привести решения в русло законодательства.
Согласно официальным отчетам, в Алматы в прошлом году высажено 135 тысяч деревьев.
«Вроде мы должны жить в зеленом городе с чистым воздухом, — говорит Светлана Спатарь, экоактивист и менеджер проектов казахстанского экологического общества «Зеленое спасение», — Но на деле в прошлом году на горе Кок-Тобе тысяча заявленных саженцев была просто выброшена».
Эксперт отметила, что акимат лезет в политику национальных парков. И это нарушение закона.
Что делать?
Горожане должны иметь доступ к информации.
В прошлом году жители района «Алмагуль» спасли от вырубки деревья в парке «Южный». Но о том, что районный акимат собирается вырубить часть деревьев, они узнали тогда, когда уже начались работы.
Евгений Мухамеджанов, основатель ECO Network, давно отказался от личного авто, предпочитает городской транспорт. Говорит, что благодаря ему на его маршруте водители автобусов перестали курить и говорить по мобильному телефону за рулем.
— По закону запрещено отправлять на свалку макулатуру и пластик. Но уже через полгода принимается новое постановление по запрету вывоза макулатуры из Казахстана.
По мнению эксперта, это два взаимоисключающих закона. В результате миллионы килограмм макулатура гниет по всей стране, сотни людей остались без работы.
— Во всем мире вопросами экологии занимаются НПО и часть министерства, но в Казахстане — ТОО. То есть
коммерческая организация, которая собирает налоги со всей страны. И ничего с этими сборами не делает. Так было собрано около $4 млрд в частный карман
Это уровень нашей страны.
Весь мир считает злом мусоросжигающие заводы. А в Казахстане ко всему свой подход.
Что делать? Работать с населением!
Все хотят заработать, когда распределяются бюджеты, а работать не хотят
Вот где корень наших проблем.
Эксперт обратил внимание на то, что пора запретить одноразовую посуду и пластиковые бутылки на больших мероприятиях. Пора повышать уровень гражданской осознанности.